Читатель Первая русско-американская война Как известно, после начала Войны за независимость США английское правительство обратилось к Екатерине Второй с просьбой прислать в Америку русские войска для борьбы с сепаратистами.

Взамен англичане обещали субсидии и остров Менорка в Средиземном море.

Екатерина с возмущением отвергла английское предложение, заявив, что Россия великая держава и своими солдатами не торгует.

Но что если бы Екатерина поумерила свои эмоции и согласилась на посылку русских войск?

Разумеется, вряд ли Екатерина настолько нуждалась в деньгах, чтобы продавать своих солдат, но все же перспектива устроить на Менорке постоянную базу русского флота в Средиземноморье после ошеломляющего успеха недавней Архипелагской экспедиции была довольно заманчивой. Кроме того, в новой войне с Турцией, которая грозила начаться в любой момент, союз с первой морской державой мира, мягко говоря, не помешал бы.

Так давайте, представим, что эти (а особенно последнее) соображения показались в Петербурге убедительными и русский военный контингент в Америку был все таки послан. Разумеется, Екатерина предварительно выжала бы из англичан максимум - базу на Менорке, союзный трактат с обязательством Англии помогать в войне с Турцией или любым другим врагом России (и наоборот), уступки в торговле и тому подобные вещи. В общем не продешевила...

Кроме того, русский корпус (численностью до двадцати пяти тысяч человек) в Америке будет воевать под русским командованием, а не английским, о чем из соображений национального престижа будет специально оговорено в союзном трактате. А командовать корпусом поручат способному командиру, имеющего большой опыт войны с польскими партизанами - генерал-поручику Александру Васильевичу Суворову...

С прибытием русских, американцам конечно придется туго. Но это не самое важное следствие принятых в Петербурге решений. Ведь под вопросом оказывается и вмешательство Франции в войну. Одно дело война с одной Англией в союзе с американскими повстанцами, а если за ней стоит Россия с ее неисчерпаемыми людскими ресурсами?

Но допустим, французы из извечной ненависти к англичанам все же вмешались и теперь Франция воюет и с Англией и с Россией.

Что же тогда будет с картофельной войной 1779 года? Австрия формально все еще связана с союзом с Францией, а Пруссия с Россией. Могут ли обе войны слиться в одну общеевропейскую?

И наконец, вторая русско-турецкая война Екатерины, которая все откладывалась и откладывалась в реале, пока не началась в самый неудобный для России момент, вполне может в изменившейся ситуации начаться раньше.

В общем тут есть над чем подумать...