x-15 Альтернативная космонавтика Добрый день!
Я тут впервые. Увидел много интересных сценариев. Почти все они базируются на альтернативной политике. Однако иное развитие может получить и материальная культура.

Для примера альтернативная космонавтика.

В нашей реальности достижения покорителей космоса огромны. Но, сравнивая задуманное с реализованным, приходишь к выводу, что современная космонавтика зашла в тупик. ИМХО причина в том, что вся нынешняя космонавтика базируются на удачных испытаниях трёх – четырёх типов ракет-носителей в конце 1950-х. Они открыли путь в космос, но оказались жутко неэффективным транспортным средством. Если конкретней, то –

1. нынешние носители слишком дорогие (цены выше, чем у современных авиалайнеров), но используются лишь единожды,
2. для запусков носителей требуются чрезвычайно дорогие пусковые установки,
3. подготовка запусков очень трудоёмка и требует слишком много времени,
4. сами запуски возможны лишь из ограниченного числа точек земной поверхности. Это создаёт не только технические проблемы, но и политические. Например - по политическим мотивам Франция потеряла свой первый космодром в Алжире, что затормозило развитие западноевропейской космонавтики почти на десятилетие. Всем известны и нынешние проблемы России с Байконуром.


Могли ли события пойти по другому, более удачному (ИМХО), пути? Безусловно. Если вспомнить, нынешние носители явились побочным продуктом разработки межконтинентальных баллистических ракет – МБР. Которые и в СССР и в США создавались как средство достижения стратегического превосходства над противником. В середине 1950-х не было очевидно, что МБР станут подобным средством. Поэтому одновременно разрабатывались и авиационные системы. В реале первыми достигли успеха ракетчики, что негативно отозвалось на авиационных проектах. А могло быть и наоборот.

Для исторической развилки выберем 21 августа 1957. Напомню, что в реале тогда состоялся третий вообще и первый удачный (точнее относительно удачный) старт королёвской МБР Р-7. Затем последовал старт 7 сентября (также относительно успешный), а 4 октября запуск первого спутника. После этих успехов, принесших Советскому Союзу огромные политические дивиденды, Королёв получил от Хрущёва карт-бланш на реализацию других проектов, несмотря на ряд неудач Р-7, последовавших в 1958 .
В альтернативе старт 21 августа был неудачным. Тут не требуется особенное Минимальное Необходимое Воздействие. Ракета была ещё очень сырой и реальный успех можно рассматривать как случайность. После третьей подряд неудачи ситуация вокруг ОКБ-1 была намного хуже, чем в реале. А после следующего неудачного старта (вероятность чего также была очень высока) проект Р-7 и вовсе закрыли. По крайней мере, произошло перераспределение финансовых потоков в пользу авиационных систем. Благодаря активной обработке руководства страны противниками «семёрки» из Государственного комитета по авиационной технике и их кремлёвским лобби. Наибольшую выгоду это принесло КБ Мясищева, которое создало в 1958 тяжёлый сверхзвуковик М-50 (в реале полетел в октябре 1959). Щедрое финансирование позволило появиться в 1962 стратегическому сверхзвуковому бомбардировщику М-56 (в реале остался в проекте, а в октябре 1960 КБ Мясищева и вовсе ликвидировали). Дальнейшая гонка вооружений привела к созданию в конце 1960-х гиперзвуковых бомбардировщиков (в реале исследования в 1950-е велись, но после успехов МБР тему фактически прикрыли). Следующим шагом стало создание мясищевско-микояновского орбитального двухступенчатого аппарата «Спираль» (и в реале первую ступень должен был сделать Мясищев). Таким образом, первый полёт человека в космос состоялся в 1973 – на 12 лет позже, чем в реале. Зато в начале 1970-х появилось средство выхода в космос, полностью лишённое недостатков ракет-носителей.

От поворота в сторону авиационных систем ракетчики сильно пострадали. Однако ОКБ-1 и другие коллективы ГКОТ (затем Минобщемаша) продолжали существовать. Вместо МБР они теперь разрабатывали тяжёлые ракеты класса «воздух- поверхность» и «воздух – воздух». С базированием на М-56, затем на гиперзвуковом бомбардировщике. С их помощью в 1967 начались запуски спутников и межпланетных зондов (на 10 лет позже реала). Т.о. к 1973 уже был богатый опыт использования космических аппаратов и разгонных блоков. Это позволило в 1976 создать первую орбитальную станцию, обслуживаемую многоразовыми транспортными кораблями (отставание от реала сокращается до 5 лет, при этом схема снабжения станции лучше, чем у нас). А в 1982 начал летать многоразовый корабль Земля-Луна (альтернатива обгоняет реал). После чего в 1991 (году распада СССР в реале) человечество отправило первую экспедицию на Марс. К началу XXI века осуществляется сценарий Артура Кларка (см. «2001, Космическая Одиссея»). У америкосов ход событий подобен советскому (если интересно могу изложить при обсуждении темы).

Побочный результат данной реальности – расцвет сверхзвуковой гражданской авиации. Опыт создания сверхзвуковых бомбардировщиков позволил Мясищеву разработать более удачный, чем Ту-144, сверхзвуковой авиалайнер. Его потомки в начале нашего века стали основным дальнобойным транспортным средством.
Я не разрабатывал сценарий социально-политической обстановки в данной реальности. Полагаю, что общественный подъём 1960-х (в реале не в малой степени вызванный успехами космонавтики) не сменится здесь апатией и цинизмом 1970-х с последовавшими затем перестроечно-перестрелочными «прелестями».