ВЛАДИМИР Мир без «демографического взрыва» ТРЕТИЙ МИР НЕ ЗНАЛ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ВЗРЫВА

Представим себе, что так напугавший наших дедушек и бабушек в 60-х гг. прошлого века «демографический взрыв» не имел места. Темпы роста населения в «третьем мире» во второй половине ХХ века не превышали темпов первой половины, когда она не превышала 0,9 % в среднем в год (во второй половине – 2,2%). Таким образом, прирост населения стран Азии, Африки и Латинской Америки в целом едва превышает темпы роста населения развитых стран (0,8%). Подобная ситуация могла сложиться в результате действия нескольких факторов, из которых основные: большее распространение на Западе мальтузианских теорий и соответственно ужесточение мер по пропаганде низкой рождаемости, отказ развивающимся странам в гуманитарной и экономической помощи, которое могло быть результатом более затратной гонки вооружений (этот вариант вполне был бы возможен в результате рассматриваемой мной ранее с разных сторон перспектив формирования четырехполярного мира, в котором каждая из сверхдержав тратит на оборону в два раза больше нашей реальности), наконец, учитывая механизм «демографического взрыва», при котором снижение рождаемости отстает от снижения смертности, можно предположить вполне естественный вариант изменения режима демографического перехода (достаточно вспомнить Францию, в которой демографический переход I половины XIX отнюдь не сопровождался даже минимальным «демографическим взрывом», в то время как в Великобритании во второй половине XIX века наблюдался «малый демографический взрыв»). В конце концов, развитым странам было на что потратить «лишение деньги», например, на освоение Космоса. Итак, получаем в 2000 году лунные базы, полеты на Марс и Венеру и… крайне низкий уровень медицины в странах третьего мира, хотя некоторым из них все же удалось прорваться в «клуб Новых Индустриальных Стран» (но об этом после).
Итак, в 2000 году население континентов (миллионов):
Австралия и Океания 30
Азия 2044
Африка 440
Европа 509
Латинская Америка 420
Северная Америка 313
СНГ и Прибалтика 290
Итого 4046

Общий рост населения Земли в 1950-2000 – 60%, а в предыдущее полвека – 55. Надо заметить, что в 30-40-х гг. никто из демографов не ожидал «демографического взрыва», и прогнозы составлялись из расчета постепенного сокращения прироста населения практически во всех странах мира.

Десятка самых населенных стран мира выглядит в 2000 году следующим образом: Китай 703 миллиона человек, Индия – 558, США – 281, Россия – 146, Бразилия – 139, Япония – 127, Индонезия – 115, Германия – 82, Пакистан – 79, Бангладеш – 68, а Нигерия занимает лишь 11 место с 67 миллионами человек. Рост населения Китая в 1950-2000 годах составляет всего 28%, Индии – 56% (для сравнения в США – 85%). Что касается демографических процессов в Европе и Америке, они мало чем отличаются от РИ. А вот миграции… Здесь Запад ждет неприятный сюрприз. Рассуждения современных западных политиков о перспективах миграционной политики напоминают ход мыслей горького пьяницы: «Захочу - завяжу». Увы, современная западная экономика не может обойтись без многомиллионных масс малооплачиваемых и в основном малоквалифицированных, но молодых и неприхотливых работников. Отсюда следует, что западные страны (и США в т.ч.) просто обречены на непрерывное затягивание в себя новых и новых масс мигрантов (подобно тому как Римская империя втягивала в себя не менее миллиона рабов-чужеземцев в год). То же самое можно сказать и о «перекачке мозгов», которая будет даже более чувствительна для развивающихся стран. Так что масштабы миграций из развивающихся стран в развитые будут определяться не «демографическим перенаселением» в первых, а потребностью в рабочих руках в последних. К отчаянью американских консерваторов все 20 миллионов мексиканцев окажутся в США, аргумент, что в Мексике для них останется больше жизненных ресурсов, здесь не сработает, ибо сработает аргумент, что в США жить все равно богаче. Следовательно, из 100 миллионов мексиканцев в этом варианте истории 20% все равно будут находиться на американской территории (в РИ – 17% из 118 миллионов). Аналогичная ситуация с турками в Германии, арабами во Франции и азербайджанцами в Москве.
Демографическая картина мира в общих чертах будет напоминать 50-е гг., но и в этом случае демографы будут хвататься за голову, потому что это безумие – 700 миллионов китайцев или рост населения Африки за 50 лет в 2 раза! Жертвы военных конфликтов в странах третьего мира пропорционально меньше, доля городского населения, скорее всего, не превышает нашей, но при этом отсутствует или почти отсутствует «ложная урбанизация», когда миллионы горожан на Ближнем Востоке и в других регионах живут в городе, но работает в сельском хозяйстве. Заметно меньшие размеры «фавелл» в крупнейших мегалополисах Азии, Африки и Латинской Америки.
Такова демографическая сторона процесса.
Если обратиться к экономике, сразу можно отметить три важных отличия:
1) Потребительский ранок развивающихся стран на 40-45 % меньше того, что мы имеем сейчас, а поэтому борьба транснациональных корпораций за традиционные рынки на порядок жестче, и наш нарождающийся российский капитализм почувствует это куда крепче, чем в РИ. Следовательно, экономические кризисы и рецессии сильнее терзают мировую экономику (особенно в 1979-1981 и в 2000-2002). Финансовый крах 2000 года вполне мог быть сопоставим с 1929 годом.
2) Развивающиеся рынки гораздо менее привлекательны для вложения капитала, ибо темпы их роста гораздо медленнее, чем в РИ. По моим расчетам, если в реальной истории ВВП развивающихся стран в 1950-2000 гг вырос в 9,9 раз, то в рассматриваемом варианте – всего в 6 раз, и это при сохранении современного уровня жизни в развивающихся странах.
3) Конечно, ни одна из развивающихся стран не сможет всерьез конкурировать с экономическими гигантами, хотя бы в силу ограниченного размера ВВП и медленного роста трудовых ресурсов, из которых часть уезжает на Запад. Например, ВВП Китая в этой реальности в 2000 году составляет 2,6 трлн. долл. (по паритету) и все еще не догнал японский.

Экологические проблемы, естественно, существуют, но их масштабы, прежде всего в странах третьего мира, заметно меньше. Африканские козы не вытаптывают саванны, лучше сохранились леса Амазонии, на Ближнем Востоке все еще водится много диких животных. Поэтому экологическое движение на порядок слабее, и многие экс-коммунисты Европы, которые в нашей реальности переметнулись в ряды зеленых, сохраняют свои политические пристрастия или примыкают к социал-демократам, и Европа в 90-х еще более левеет.