Форум

22 апреля исполняется 100 лет со дня рождения писателя Ивана Антоновича Ефремова (1907-1972).

Bastion: [quote] Иван Антонович Ефремов родился в деревне Вырица Царскосельского уезда Петербургской губернии. Поступил в Ленинградский государственный университет, но не окончил его. Некоторое время работал в Геологическом музее АН. Экстерном сдал выпускные экзамены геологоразведочного факультета Ленинградского горного института. Работал заведующим лабораторией Палеонтологического института АН, руководил несколькими экспедициями. Труд Ефремова "Тафономия" лег в основу нового направления в палеонтологии, которое позволило на основании палеогеологических данных предсказывать места обнаружения ископаемых остатков; за этот труд удостоен Государственной премии СССР 1959 года. Первый рассказ "Встреча над Тускаророй" опубликовал в 1944 году. Первым крупным произведением Ефремова стал исторический роман "На краю Ойкумены" (1949), вскоре дополненный вторым томом - "Путешествие Баурджеда" (1953). Однако наибольшую известность и признание принесла ему "Туманность Андромеды" (1957) - философско-утопический роман о коммунистическом будущем цивилизации Земли. Роман этот оказал огромное влияние на развитие отечественной фантастики и, по сути, обеспечил ее первый расцвет в 1960-х годах. Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И.А. Ефремова "Час Быка". Этот роман появился через 10 лет после "Туманности Андромеды" и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности "другого пути" цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз "посткоммунистическая" Земля - лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс - планета эволюционного тупика, в который зашла цивилизация, нарушившая основной закон эволюции - параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ - так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания). Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком опасной для своего времени: через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет "вредной идеологической литературы", забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а "опальный" роман был запрещен к изданию. Центром философских размышлений Ефремова является понимание человека: «Человек – та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Самое главное – найти в человеке все, что ему нужно теперь же, не откладывая это на сотни лет в будущее!». Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы "Лезвие бритвы" (1963) - посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности - и "Таис Афинская" (1973) -написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы - женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях - ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека. И.А. Ефремов - один из интереснейших представителей отечественного космизма, точнее, синтеза его естественно-научного и художественно-литературного направлений. Ефремов – ученый-энциклопедист, биолог, палеонтолог, его ученой эрудиции не было чуждо ни одно из русел общечеловеческой культуры. Признание ученому и писателю И. А. Ефремову, его популярность, любовь к нему не знали границ и пределов времени. До сих пор идут письма на имя И. А. Ефремова, создан центр ноосферных знаний и культуры имени Ивана Ефремова, проведен I международный научно-художественный симпозиум «Иван Ефремов – ученый, мыслитель, писатель. Взгляд в третье тысячелетие. Предвидения и прогнозы», его именем – именем великого знатока Земли – названа одна из малых планет Солнечной системы – Ефремиана. И все же важнее другое. Уделом человека является постоянная работа над собой, творческая, с полной отдачей физических и духовных сил. Этот удел, образ мышления и жизни был свойственен самому Ефремову. Он сотворил себя сам, как некогда М. В. Ломоносов, К. Э. Циолковский, и этот его опыт – бесценен.* [/quote] http://www.chitai.kraslib.ru/48.html

Ответов - 42 новых, стр: 1 2 All [см. все]

Сталкер: Слава великому ученому, писателю и просто человеку!!!

krolik: Вечная слава!

Стас: Спасибо, Бастион! Сайты, посвящённые Ефремову: Нооген ЦНЗК имени Ефремова

Bastion: Господа 39 и Кэрт получили по два замечания. 39 - по совокупности бан на 3 дня. Каждому свое - т.е. по заслугам.

krolik: Иван Антонович Ефремов на Альдебаране. http://lib.aldebaran.ru/author/efremov_ivan/

Артем: Присоединяюсь к предыдущим высказываниям. Иван Ефремов - это эпоха. И он не только занимает определенную нишу для юношества. Я сам недавно "Туманность Андромеды" перечитал - оказалось не так скучно и наивно, как полагал. Вот "Час быка" перечитывать - действительно скучно : "муравьиный лже-социализм". Знал бы Иван Антонович, куда они махнули со своим "лже-социализмом"...

Крысолов: Глыба! Матерый человечище! Артем пишет: "муравьиный лже-социализм". Знал бы Иван Антонович Ну не мог же он написать правду. Пришлось все валить на Китай. Кстати, в те времена когда Ефремов писал Час Быка никто не мог предположить что в Китае Дэн Сяопин к власти придет.

Игорь: Присоединяюсь! Таис Афинская классная книга да и другие тоже ничего.

loginOFF: Крысолов пишет: Ну не мог же он написать правду. Между прочим, когда я с друзьями ее читал, это так и воспринималось- Китай далеко. а наши порядки перед глазами. Игорь пишет: Таис Афинская классная книга да и другие тоже ничего. Все - класс!

Крысолов: loginOFF пишет: Все - класс! А Сердце Змеи? Читал и плакал...

Max: Даже некоторые куски Лезвия Бритвы. Однако, Катти Сарк или На Краю Ойкумены - действительно очень хорошая литература.

loginOFF: Max пишет: Сердце Змеи? Читал и плакал... Ну, когда я читал, даже это выглядело вполне достойно.. Да и Лезвие Бритвы - правда, читалось тяжеловато. Но многие куски- отличные.. А что до всяких соц и ком..заморочек - почитайте какой-нибудь сборник "Фантастика-82"-84". Во где

Крысолов: loginOFF пишет: Ну, когда я читал, даже это выглядело вполне достойно.. В хорошем смысле слова. Я действительно плакал

loginOFF: Пардон, я наверно вас не правильно понял. Но эту книгу я давно не читал, и в библиотеке не имею, поэтому помню смутно. А вот "Туманность.." стоит. Светлая книга..перечитываю иногда.

Крысолов: loginOFF пишет: Светлая книга..перечитываю иногда. Именно!

tewton: В "Часе Быка" не так просто: там упоминаются и века расцвета - помните как по развалинам бродили и видели скульптуры вполне на уровне?

Стас: Кино по Ефремову Коллеги, можете заглянуть по этой ссылке.

Артем: loginOFF пишет: Светлая книга..перечитываю иногда. Я никак не могу понять, что же такое испугало Дж. Лукаса в "Туманности Андромеды", что он переделал ефремовского Дара Ветра в своего Дарта Вейдера

loginOFF: Артем пишет: Я никак не могу понять, что же такое испугало Дж. Лукаса в "Туманности Андромеды", что он переделал ефремовского Дара Ветра в своего Дарта Вейдера А "коммис" патаму-чта. Надо ж Империю Зла пропагандировать..

Стас: Артём А Вам не кажется, что это - переделывание "Ветер" в "Вейдер" - очередная байка-легенда? Легенда конечно красивая, тешащая наши советские гордость и самолюбие, но всё же легенда? Есть ли какие-то источники, на основании которых это можно подтвердить? А то ведь можно и "Звёздные короли" Гамильтона привести (там у него был эдакий космический "Наполеон" Шорр Канн).

Кэрт: Типа ностальгия... Много лет назад я из школы спер "Лезвие бритвы".

falanger: Ефремов велик. Память!

Сталкер: Max пишет: Однако, Катти Сарк или На Краю Ойкумены - действительно очень хорошая литература. Присоединяюсь.

Сталкер: Стас пишет: А Вам не кажется, что это - переделывание "Ветер" в "Вейдер" - очередная байка-легенда? Не знаю, смотрел ли Лукас " Туманность Андромеды", но одно могу сказать точно: американские режиссеры для своих космических опер начала 60-х "каннибализировали" советские фильмы "Бланета бурь" и "Туманность андромеды" - грубо говоря, использовали эпизоды с спецэффектами, вставляя их в свои киноленты. Лукас мог смотреть одну из них, кстати. Но вряд ли Дар Ветер там упоминался - особенно в исполнении Столярова. Сведия поверпнуты из НФФ Энциклопедии Клюта и Николса.

Артем: Стас пишет: А Вам не кажется, что это - переделывание "Ветер" в "Вейдер" - очередная байка-легенда? Легенда конечно красивая, тешащая наши советские гордость и самолюбие, но всё же легенда? А легенды тоже надо поддерживать. Такие матерые пиарщики и политтехнологи как Цицерон и Макиавелли со мной бы согласились... Кстати, мифы не подтверждают. Их распускают.

Bastion: Кэрт пишет: А Вам не кажется, что это - переделывание "Ветер" в "Вейдер" - очередная байка-легенда? А пусть попробуют отмазаться!

Кэрт: Про Вейдера писал не я!

Bastion: Кэрт пишет: Про Вейдера писал не я! Да движек так срабатывает иногда при цитировании подставляет автора следующего поста.

loginOFF: Кэрт пишет: Про Вейдера писал не я! Нечего отмазываться, попались так молчите Артем пишет: Кстати, мифы не подтверждают. Их распускают Вот и будем поддерживать. тем более в данном случае

Стас: Сталкер американские режиссеры для своих космических опер начала 60-х "каннибализировали" советские фильмы "Бланета бурь" и "Туманность андромеды" - грубо говоря, использовали эпизоды с спецэффектами, вставляя их в свои киноленты Абалдеть! Это ж получается - когда-то было время, когда не наши у ихних чего-то копировали и передирали, а они у наших! Когда нашу фантастику могли копировать из-за спецэффектов! Это ж надо! Я всегда думал (и думаю) что наша кинофантастика могла выезжать только за счёт содержания, режиссуры и игры актёров.

Артем: Bastion пишет: Да движек так срабатывает иногда при цитировании подставляет автора следующего поста. Особенно если выделить один пост, а кнопку по рассеянности нажать на другом. loginOFF пишет: Вот и будем поддерживать. тем более в данном случае Стас пишет: Это ж получается - когда-то было время, когда не наши у ихних чего-то копировали и передирали, а они у наших! Когда нашу фантастику могли копировать из-за спецэффектов! Я смотрел "Планету бурь" невесомость там показана довольно правдоподобно. Ланшафт Венеры, Внутренностьт кораблей, робот - в общем, у нас было чему учиться...

loginOFF: Стас пишет: Это ж получается - когда-то было время, когда не наши у ихних чего-то копировали и передирали, В середине 70-х Техника-Молодежи печатала статью о киношных спецэффектах, так там были интересные описания наших передовых разработок и получалось что многое мы придумали раньше. Конечно частично - пропаганда, но те фильмы что там перечислялись действительно в то время выглядели

Magnum: Стас пишет: А то ведь можно и "Звёздные короли" Гамильтона привести Есть такое мнение, что Ефремов Гамильтона читал, после чего сказал "не так все было" и написал "Андромеду".

cobra: Magnum вы всерьез? не вижу не малейшего сходства...........

Magnum: cobra пишет: не вижу не малейшего сходства Вот именно - Ефремов сказал, что не так будет выглядеть далекое будущее человечества. А сходство все таки есть, "двойные имена героев". Эрг Ноор, Зарт Арн, Веда Конг, Хелл Беррел, Пур Хисс и т.д.

Крысолов: Magnum пишет: Есть такое мнение, что Ефремов Гамильтона читал, после чего сказал "не так все было" и написал "Андромеду". Андромеда как криптоистория Звездных королей - это было бы круто. А наоборот - круто вдвойне!

Magnum: Действие "Андромеды" - примерно 4000 лет в будущем. "Короли" - 200.000 лет в будущем. Таким образом, "Андромеда" - приквел "Королей". На развалинах Великого Кольца возникла Средне-Галактическая Империя!

Крысолов: Magnum пишет: На развалинах Великого Кольца возникла Средне-Галактическая Империя!

Стас: Можете на форум Ноогена заглянуть - там о хронологии тоже говорят. А один автор даже роман пишет о звёздной войне ноосферных землян против космических инфернальных фошшыстов. "Битва Мары" называется. И он же утверждает, что расшифровал Ефремова.

Сталкер: Magnum пишет: Есть такое мнение, что Ефремов Гамильтона читал, после чего сказал "не так все было" и написал "Андромеду". С возвращеньицем. Об "Андромеде" не знаю, но "Сердце змеи" абсолютно точно было написано в полемике с "Первым контактом" Мюррея Лейстнера.

Стас: А мне тут под влиянием Магнума такая фантазия пришла: встречаются как-то раз во вселенной Ефремовские земляне с персонажами "Звёздной пехоты" Хайнлайна. Глубочайшее изумление. Взаимное. "То, чего не может быть". С точки зрения ефремовских землян - цивилизация явно не достигшая ноосферного коммунизма, (и с подозрением на один из видов фашизма) летает в космосе. И даже воюет в нём. Это вам не умирающий Торманс, это настоящий феномен. С точки зрения героев этого романа Хайнлпайна - Ефремовская Земля - невозможная утопия (ноосферно-коммунистическая) - существует. Сперва даже восторги идут - "потерянные братья" обнаружились. А вот потом что будет? Ефремовские земляне и с "Жуками" тоже пытаются контакт установить (их хайнлайновские персонажи отговаривают), но убеждаются, что Жуков ...так сказать ... в духе гуманизма и гармонии перевоспитать видимо не удасться (жуки упорствуют в заблуждениях ). При этом "федерация" Р.Э.Х. - возникла также из беглецов - или с Земли в конце Эры Разобщённого Мира (с), или даже с Торманса (когда там экологическая катастрофа была). Технический уровень встретившихся сопоставимый, фундаментально-научный уровень у ноосферных землян выше, а также разнообразные способности человека больше развиты, причём массово у всех. Впрочем, что-то такое скорее всего уже написал Лукьяненко... Или, например, вот этот рассказик.

Bruja: Насчёт Дарта Вейдера. Мне попалось на глаза на удивление простое объяснение, откуда взялось это имя. На форуме сайта elhe.ru ( http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=1174783150 ) Gellemar про языки в Лукасовском мире пишет: концепция началась ещё с дядюшки Лукаса, прямо в 4м Эпизоде и гласит следующее: языки не придумываются. Для экзотов берутся экзотические языки (как то язык Хаттов - чуть ли не один из диалектов вьетнамского), для более-менее нормальных личностей - коверкается нормальные языки. Например, любимый мною Дарт Вейдер родился из желания исковеркать как-нибудь его основную роль - Dark Father. Похоже, всё тривиально просто и никчему мудрёные теории об идеологической борьбе Лукаса с советской фантастикой и некоей связи образов Дара Ветра и Дарта Вейдера.