Форум

22 апреля исполняется 100 лет со дня рождения писателя Ивана Антоновича Ефремова (1907-1972).

Bastion: [quote] Иван Антонович Ефремов родился в деревне Вырица Царскосельского уезда Петербургской губернии. Поступил в Ленинградский государственный университет, но не окончил его. Некоторое время работал в Геологическом музее АН. Экстерном сдал выпускные экзамены геологоразведочного факультета Ленинградского горного института. Работал заведующим лабораторией Палеонтологического института АН, руководил несколькими экспедициями. Труд Ефремова "Тафономия" лег в основу нового направления в палеонтологии, которое позволило на основании палеогеологических данных предсказывать места обнаружения ископаемых остатков; за этот труд удостоен Государственной премии СССР 1959 года. Первый рассказ "Встреча над Тускаророй" опубликовал в 1944 году. Первым крупным произведением Ефремова стал исторический роман "На краю Ойкумены" (1949), вскоре дополненный вторым томом - "Путешествие Баурджеда" (1953). Однако наибольшую известность и признание принесла ему "Туманность Андромеды" (1957) - философско-утопический роман о коммунистическом будущем цивилизации Земли. Роман этот оказал огромное влияние на развитие отечественной фантастики и, по сути, обеспечил ее первый расцвет в 1960-х годах. Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И.А. Ефремова "Час Быка". Этот роман появился через 10 лет после "Туманности Андромеды" и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности "другого пути" цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз "посткоммунистическая" Земля - лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс - планета эволюционного тупика, в который зашла цивилизация, нарушившая основной закон эволюции - параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ - так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания). Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком опасной для своего времени: через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет "вредной идеологической литературы", забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а "опальный" роман был запрещен к изданию. Центром философских размышлений Ефремова является понимание человека: «Человек – та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Самое главное – найти в человеке все, что ему нужно теперь же, не откладывая это на сотни лет в будущее!». Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы "Лезвие бритвы" (1963) - посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности - и "Таис Афинская" (1973) -написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы - женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях - ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека. И.А. Ефремов - один из интереснейших представителей отечественного космизма, точнее, синтеза его естественно-научного и художественно-литературного направлений. Ефремов – ученый-энциклопедист, биолог, палеонтолог, его ученой эрудиции не было чуждо ни одно из русел общечеловеческой культуры. Признание ученому и писателю И. А. Ефремову, его популярность, любовь к нему не знали границ и пределов времени. До сих пор идут письма на имя И. А. Ефремова, создан центр ноосферных знаний и культуры имени Ивана Ефремова, проведен I международный научно-художественный симпозиум «Иван Ефремов – ученый, мыслитель, писатель. Взгляд в третье тысячелетие. Предвидения и прогнозы», его именем – именем великого знатока Земли – названа одна из малых планет Солнечной системы – Ефремиана. И все же важнее другое. Уделом человека является постоянная работа над собой, творческая, с полной отдачей физических и духовных сил. Этот удел, образ мышления и жизни был свойственен самому Ефремову. Он сотворил себя сам, как некогда М. В. Ломоносов, К. Э. Циолковский, и этот его опыт – бесценен.* [/quote] http://www.chitai.kraslib.ru/48.html

Ответов - 42, стр: 1 2 All [только новые]

Стас: А мне тут под влиянием Магнума такая фантазия пришла: встречаются как-то раз во вселенной Ефремовские земляне с персонажами "Звёздной пехоты" Хайнлайна. Глубочайшее изумление. Взаимное. "То, чего не может быть". С точки зрения ефремовских землян - цивилизация явно не достигшая ноосферного коммунизма, (и с подозрением на один из видов фашизма) летает в космосе. И даже воюет в нём. Это вам не умирающий Торманс, это настоящий феномен. С точки зрения героев этого романа Хайнлпайна - Ефремовская Земля - невозможная утопия (ноосферно-коммунистическая) - существует. Сперва даже восторги идут - "потерянные братья" обнаружились. А вот потом что будет? Ефремовские земляне и с "Жуками" тоже пытаются контакт установить (их хайнлайновские персонажи отговаривают), но убеждаются, что Жуков ...так сказать ... в духе гуманизма и гармонии перевоспитать видимо не удасться (жуки упорствуют в заблуждениях ). При этом "федерация" Р.Э.Х. - возникла также из беглецов - или с Земли в конце Эры Разобщённого Мира (с), или даже с Торманса (когда там экологическая катастрофа была). Технический уровень встретившихся сопоставимый, фундаментально-научный уровень у ноосферных землян выше, а также разнообразные способности человека больше развиты, причём массово у всех. Впрочем, что-то такое скорее всего уже написал Лукьяненко... Или, например, вот этот рассказик.

Bruja: Насчёт Дарта Вейдера. Мне попалось на глаза на удивление простое объяснение, откуда взялось это имя. На форуме сайта elhe.ru ( http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=1174783150 ) Gellemar про языки в Лукасовском мире пишет: концепция началась ещё с дядюшки Лукаса, прямо в 4м Эпизоде и гласит следующее: языки не придумываются. Для экзотов берутся экзотические языки (как то язык Хаттов - чуть ли не один из диалектов вьетнамского), для более-менее нормальных личностей - коверкается нормальные языки. Например, любимый мною Дарт Вейдер родился из желания исковеркать как-нибудь его основную роль - Dark Father. Похоже, всё тривиально просто и никчему мудрёные теории об идеологической борьбе Лукаса с советской фантастикой и некоей связи образов Дара Ветра и Дарта Вейдера.