Форум

Русский “Севастополь“ на Лазурном берегу

Bastion: [quote]Покопавшись сначала в нем, затем в библиотеках Парижа и, по возвращении, в Архиве внешней политики Российской империи (АВПРИ) в Москве, я установил еще один “след Горчакова”. Оказывается, еще в 70-х годах XVIII в. русская военно-морская эскадра под командованием Орловых облюбовала эту бухту как постоянную стоянку на Средиземном море (именно отсюда эскадра вышла на Чесменское сражение, за что один из братьев получил от матушки Екатерины титул “Орлов-Чесменский”). Именно Орловы оборудовали и “русскую батарею”, и лазарет, и канатную мастерскую. Вилльфранш тогда в состав Франции не входил, а был владением Ниццкого княжества: Орловы заплатили князю аренду за 50 лет вперед, и Россия пользовалась этой бухтой до конца XVIII в. В 1856 г. настала пора вспомнить об этой военно-морской базе. Поскольку Парижский мир запрещал России и Турции держать военные корабли и крепости на берегу (демилитаризация), Горчаков придумал оригинальный ход – на Черном море нельзя, а на Средиземном же можно! В Петербурге вспомнили про “бухту Орловых” и 26 октября 1856 г. в нее вошел итальянский фрегат, на борту которого находилась Александра Федоровна, а вместе с ней – большая “свита” из морских инженеров, артиллеристов, фортификаторов, а также дипломатов и военных разведчиков. Это был классический вариант “династической дипломатии” – официально императрица-мать прибыла “на воды”: Крым разрушен, а царицам отдыхать где-то надо… Фактически речь пошла о создании в “бухте Орловых” второго русского “Севастополя”, благо к тому времени Ниццкое княжество оказалось под сюзеренитетом сардинского короля со столицей в Турине, а он как раз собрался объединять Италию “сверху” и ему крайне нужно была дипломатическая поддержка России. В том же 1856 г. Турин и Петербург быстро сговорились, и “бухта Орловых” вновь стала русской военно-морской базой на целых 14 лет , до 1870 г., когда Горчаков вторым циркуляром от 19/31 октября 1870 г. в одностороннем порядке денонсировал унизительные условия Парижского мира и Россия вновь восстановила свой флот и базы на Черном море. А в Вилльфранше надолго осталась русская собственность – лазарет, угольный склад, построенная русскими матросами дорога Вилльфранш-Ницца. В конце XIX в. русские зоологи основали в бывших русских военно-морских казармах лабораторию морской биологии, просуществовавшую до 1932 г. и бывшую тогда прототипом знаменитой базы Кусто в соседнем Монако. Кстати, Горчаков в 1856 -1870 гг. едва не “прикупил” и Монако (в компенсацию за проданную в 1867 г. Аляску), даже железную дорогу Монако-Вилльфранш-Ницца начали было строить, да случилась франко-прусская война, основного врага в Крымской войне – Наполеона III – пруссаки побили, и надобность во втором “Севастополе” за тридевять земель отпала – Крым стали с 1871 г. обустраивать, туда железную дорогу тянуть. Но Ницца-Вилльфранш надолго остались курортным местом дореволюционной аристократии и интеллигенции, – и Александр II с женой и детьми туда приезжал, и Чехов с Немировичем-Данченко, и фабрикант Савва Морозов, и сам светлейший князь Горчаков после отставки доживал там последние месяцы своей долгой жизни.[/quote] Сироткин Владлен – д.и.н., профессор Дипломатической академии МИД РФ, сопредседатель Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ. http://www.alternativy.ru/old/magazine/htm/99_3/uroki.htm Итак: Покупаем Монако и организуем там базу русского Средиземноморского флота.

Ответов - 12 [только новые]

krolik: Bastion пишет: Покупаем Монако и организуем там базу русского Средиземноморского флота. объединяйте тему с темой о личной унии

39: В !920-м туда уйдет Врангель...

Магомед: 39 - Пока у него не отнимут Монако за долги империи ...

Bastion: Магомед пишет: Пока у него не отнимут Монако за долги империи ... Мля... Большевики столько имущества побросали... -- Я искал русскую недвижимость на Лазурном берегу Средиземного моря -- в Ницце и Вилльфранше . Русские аристократы когда-то скупили половину Ниццы и ее окрестностей. С 1856 -го, сразу после Крымской войны, когда в Крыму все было разрушено, и по 70-е годы весь двор, включая императорскую фамилию, выезжал на Лазурный берег. Да и раньше ездили. В Вилльфранше я нашел несколько объектов, купленных еще при Екатерине II братьями Орловыми. Им там поставили памятник -- это заслуга вице-мэра по культуре Шарля Минетти. Он любит Россию, ее историю. Он мне показал их архив, дал сделать копии. -- Может ли Россия на какие-то объекты на Лазурном берегу предъявить свои права? -- А как же? Во Франции есть закон: если в течение 30 лет никто не предъявляет претензии, спорное имущество продается в частные руки. А если оно не продано, то его можно попытаться вернуть. Так вот, в Ницце не все еще продано. Был у нас, например, чиновник фон Дервиз, управляющий царскими железными дорогами. Наворовал -- вам и не снилось. И купил в Ницце целую долину. Построил особняк, березы посадил, настоящую русскую избу из Сибири привез. Потом умер. Родственников у него не оказалось. И городские власти разместили там университет. Это общественная, точнее, муниципальная собственность. На нее можно предъявить права. И таких объектов на Лазурном берегу много. http://www.sipec.ru/publication1562.html ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ПОКАЗАЛА У России очень много недвижимого имущества за границей. Еще с царских времен нам принадлежит, например, часть пляжа на Лазурном берегу. Там же с девятнадцатого века дворяне и купцы строили дворцы и усадьбы. Так, одной из жемчужин Ниццы является летний дворец «Бельведер» Великих князей Романовых, дворцы управляющего железными дорогами барона фон Дервиза и графа Кочубея. В окресностях Ниццы, на Лазурном берегу, уцелели бывшая русская биостанция в Вилльфранше и Дом престарелых в Ментоне. Каждый сантиметр земли в этих густонаселенных богачами местах поистине золотой. Большая часть этой недвижимости после 1917 года лишилась хозяев, долгое время считалась бесхозной, а сейчас используется местными властями. Однако купчие на большинство этих объектов сохранились, и Россия юридически вправе требовать возвращения зданий и земельных участков либо выплаты соответствующих компенсаций. Да и французы ничего не имеют против возвращения собственности законным владельцам. http://www.ruseconomy.ru/nomer6_200203/ec23.html

Вандал: Bastion пишет: Покупаем Монако и организуем там базу русского Средиземноморского флота. Бухта маловата будет. В эпоху парусного флота небольшую эскадру разместить ещё можно, а для броненосцев, и, тем более, дредноутов - уже тесно.

Bastion: Вандал пишет: Бухта маловата будет. А можно еще арендовать лет на 100 и бухту Ниццы

Вандал: Bastion пишет: А можно еще арендовать лет на 100 и бухту Ниццы Там не бухта, а залив. И, судя по пляжу, а также по необыкновенной голубизне воды, приличные глубины от берега далековато. Но это карты глубин надо смотреть.

Bastion: Вандал пишет: Там не бухта, а залив. И, судя по пляжу, а также по необыкновенной голубизне воды, приличные глубины от берега далековато. Но это карты глубин надо смотреть. Задал вопрос яндексу В 2004 году флот Cunard Line пополнился самым большим (и самым знаменитым, после, опять же, «Титаника») кораблем в мировой истории - Queen Mary II. На строительство самой большой и самой дорогой в мире «Королевы» ушло около 5 лет. Высота судна - 72 м, в его 1200 каютах на 17 жилых палубах могут разместиться 2600 пассажиров. ... Кстати, несмотря на всемирную известность, цены на некоторые круизы на самом большом лайнере в мире назвать заоблачными нельзя. Например, в этом году можно было отправиться в 12-дневный круиз из Лондона по Средиземноморью (Рим, Неаполь, Флоренция, Ницца, Барселона, Гибралтар, Лиссабон) всего за 1799€.

Граф Цеппелин: Bastion пишет: Покупаем Монако и организуем там базу русского Средиземноморского флота. Отрезанная от метрополии база, так что разместят максимум эскадру крейсеров, не более!

Вандал: Bastion пишет: В 2004 году флот Cunard Line пополнился самым большим (и самым знаменитым, после, опять же, «Титаника») кораблем в мировой истории - Queen Mary II. На строительство самой большой и самой дорогой в мире «Королевы» ушло около 5 лет. Высота судна - 72 м, в его 1200 каютах на 17 жилых палубах могут разместиться 2600 пассажиров. ... Кстати, несмотря на всемирную известность, цены на некоторые круизы на самом большом лайнере в мире назвать заоблачными нельзя. Например, в этом году можно было отправиться в 12-дневный круиз из Лондона по Средиземноморью (Рим, Неаполь, Флоренция, Ницца, Барселона, Гибралтар, Лиссабон) всего за 1799€. Он может стоять на внешнем рейде и возить пассажиров на берег и обратно катерами. Но это ничего не говорит о вместимости этого внешнего рейда.

Вольга С.лавич: Bastion пишет: и 26 октября 1856 г. в нее вошел итальянский фрегат, Так нет ещё итальянского королевства.

Bastion: Вольга С.лавич пишет: Так нет ещё итальянского королевства. В октябре 1856 года вдовствующая императрица - ей было уже 58 лет и она была тяжело больна - на фрегате, любезно предоставленном королем Сардинии Виктором-Эммануилом, прибыла во Францию в городок Вильфранш, что недалеко от Ниццы, с намерением провести там зиму и подлечиться. Жила она на вилле «Альвидор», недалеко от которой была построена православная церковь. Несмотря на мучительную неизлечимую болезнь, Александра Федоровна устраивала, как того требовал этикет, светские приемы, где гостем был и король Сардинии, искавший покровительства великого российского монарха. Императрица Александра Федоровна, сама того не ведая, открыла моду на Ниццу - сюда потянулась русская знать и появился целый район из русских вилл. «Зимний салон Европы» - так называли тогда Ниццу. 17 апреля 1857 года императрица была в гостях на одной из таких вилл и теперь об этом событии напоминает памятная мраморная колонна с надписью, но это все, что сохранилось от старинного здания. Через два года Александра Федоровна вновь прибыла в Ниццу, но уже на российском фрегате «Светлана», и жила на вилле «Верлион». Тогда же здесь построили еще один православный храм - церковь Николая-Чудотворца и великомученицы-царицы Александры, на освящении которой присутствовала дочь Александры Федоровны - великая княгиня Мария Николаевна. У самой Александры Федоровны уже не было сил присутствовать на молебне. Немаловажно отметить тот факт, что в Вильфранше в те самые времена была создана военно-морская база России - здесь стояли русские военные корабли, и Лазурный берег императрица покидала на российском фрегате «Орлов» в сопровождении великого князя Константина. Она была совсем плоха и возвращалась в Россию умирать. В 1860 году Александра Федоровна умерла, пережив на 5 лет своего великодержавного супруга, и была похоронена в Петропавловском соборе. Интересно, что Александра Федоровна не забыта во Франции. В городке Вильфранш недавно открыт Бульвар Императрицы - это по дороге в Ниццу, что, конечно, привлечет туристов. В Ницце есть и бульвар Царевича – в 1865 году здесь умер внук Александры Федоровны и Николая I - царевич Николай,наследник престола. А над синей бухтой, над синим морем мэрией Вильфранша недавно поставлен памятник русской императрице Александре Федоровне - это бюст на белой круглой мраморной колонне, где императрица изображена в расцвете сил - в возрасте сорока лет - в традиционном русском головном уборе - кокошнике. Памятник освящен владыкой Варнавой от Русской православной церкви. Галина Кузьминская Список использованных материалов: 1. «Х1Х век. Иллюстрированный обзор минувшего столетия». С.-Петербург. Приложение к журналу «Нива». 1901 год. 2. Телепередача «Русские зимы в Ницце», февраль 2003 г., канал ТВЦ. 3. Журнал «Наука и религия». 1999 г. № 1 и № 3. geo-sochi.narod.ru/krayeved/11.doc