Форум
Новые пассионарные толчки
ВЛАДИМИР: Сам Л.Н.Гумилев принципиально не рассматривал историю после Наполеона, и это вполне оправдано, ибо вблизи теряется необходимый масштаб сравнения, и более мелкие, но "крикливые" события считаются более крупными, чем более скромные, но масштабные. Насколько мне помнится, все образованные европейцы в XIX и XX вв. считали Великую Французскую революцию - величайшим событием в истории человечества, а мелкие дрязги и препирательства между Робеспьером и Маратом - величайшими идейными баталиями. Впрочем, последователи Л.Н.Гумилева все равно пытаются осмыслить последние два века в духе его теории. Что касается меня, то я вижу два (как минимум) мощных пассионарных толчка за последние 300 лет. Напомню, что предыдущие пассионарные толчки распределялись следующим образом (за последние 2000 лет): I век: Готы-Славяне-Даки-Христане-Евреи-талмудисты-Аксумиты (т.е. по линии Швеция-Эфиопия). И эти этносы пришли в упадок не позднее XIV-XV вв - последнией реликты: Византия и Новгород. VI век: Арабы-Раджпуты-Тибетцы-Табгачи-Китайцы средневекового Китая-Корейцы-Японцы (т.е. по линии Аравия-Япония). И эти суперэтносы к XVIII веку (к вящей радости европейских колонизаторов) также захирели. VIII век: Испанцы-Французы-Саксы-Викинги (по линии Астурия-Скандинавия). Это и есть "Цивилизованный мир", он же Запад. Переживает обскурацию с 1914. В XXI веке ассимилируется молодыми этносами. XI век: Монголы-Чжурчжени (о монгольских завроеваниях знают все, манчжуры покорили Китай в XVII веке; сейчас у них должен быть конец иннерционной эпохи). XIII век: Литовцы-Русские-Турки-Абиссинцы (все мы переживали в XIX-XX вв период надлома: Россия в 1825-1999 - будем надеяться, что приход к власти Путина это прекратил - подобно Генриху IV во Франции). А потом "небеса молчат" в XV, в XVI и в XVII вв. Может даже показаться, что пассионароные толчки вообще прекратились. Это - по иронии судьбы совпадает с западной экспансией, и европейцы полагают, что им нет преград на море и на суше. Впрочем, им дают отпор русские (1812), турки (1920-1923) и эфиопы (1896). Что же дальше? В XVIII веке новый пассионарный толчок прошел по линии Япония-Суматра. Под его действие попали: японцы (1868 и последующие события), корейцы (в рекламе не нуждаются), китайцы (которые "долго запрягали", как славяне по сравнению с готами, но теперь едут быстрее всех), вьетнамцы, тайцы, малайцы и индонезийцы. Этим этносам сейчас 200 лет, и за ними будущее региона или даже всего мира еще 1000. В XIX или около того - толчок по линии Бенгалия-Хорватия. И.е. это индийцы, сикхи, пакистанцы (принципиально новая нация!), афганцы, таджики, Северный Кавказ с его пассионариями, которые порвали с традиционным родовым строем - причем на наших глазах в течении двух чеченских войн - сербы, босняки и хорваты, которые - единственные в Европе! поднялись против немцев (1941), а затем передрались друг с другом (1990-1999). Сюда же можно отнести и албанцев. Что же касается арабов, то это этносы очень древние, даже где-то реликтовые, но очень сильно импортирующие пассионарность (из Африки с рабами и рабынями, и с нашего Кавказа, откуда в арабские регионы Османской империи переселились пассионанейшие в XIX веке "черкессы"). Отсюда крайняя неоднородность арабского Востока и много бестолковости в его борьбе против Запада.
ВЛАДИМИР: Можно еще добавить, что пассионарный толчок XVIII века дошел даже до Мадагаскара и Южной Африки (Чака).
Dorei: Баловался я когда-то этой бодягой. :) ВЛАДИМИР пишет: В XIX или около того - толчок по линии Бенгалия-Хорватия. И.е. это индийцы, сикхи, пакистанцы (принципиально новая нация!), афганцы, таджики, Северный Кавказ с его пассионариями, которые порвали с традиционным родовым строем - причем на наших глазах в течении двух чеченских войн - сербы, босняки и хорваты, которые - единственные в Европе! поднялись против немцев (1941), а затем передрались друг с другом (1990-1999). Сюда же можно отнести и албанцев. 1) Неправильная трасса. ;) Заквказцы -- не пассионарии не в коем виде. Видно, что проходит ось южнее: через Анатолию и Иран (кемалисты, исранские исламисты, курды). Сербов толкнуло раньше. Тот же толчок вытащил из небытия румын с венграми, поляков и современных немцев и австрийцев. Надломом служит ВМВ. 2) Кавказцев зарядил тот же толчок, что перезарядил население европейской части России. Примерно XV век. Породил чеченцев, советских "русских", способных при желании отразить 10 иностранных армий, раздолбать Афганистан и загнать чеченцев в горы. Надлом -- кто его знает. Наверное кризис 80-ых -- 90-ых годов. 3) Забыт толчок южного полушария -- ЮАР -- Антарктида (буры и юаровские негры, м/б задело еще и пару соседних стран).
Han Solo: Я бы еще добавил - немцы (пруссаки) в XVII веке и американские богоизбранные WASP'ы здесь же. ВЛАДИМИР пишет: В XIX или около того - толчок по линии Бенгалия-Хорватия Все верно, Балканы тряхнуло гораздо раньше. Черногория освободилась от османского владычества еще в 1684.
Демонолог: Han Solo пишет: немцы (пруссаки) в XVII веке и американские богоизбранные WASP'ы здесь же. Гумилёв сказал бы, что там пассинарность возникла в результате генетического отбора, а не толчка. США и Пруссия - зоны колонизации, население сформировано переселенцами, т. е. наиболее пассионарной частью немцев и англичан. К Пруссии надо добавить остзейские земли, чьё немецкое население составляло солидную часть правящей элиты России 18-19 вв.
ВЛАДИМИР: Han Solo пишет: Черногория освободилась от османского владычества еще в 1684. Нет! Черногория - это реликт. В составе Турции были и другие такие "свободные зоны", но по политическим мотивам нас интересует презже всего Черногория.
ВЛАДИМИР: Dorei пишет: Баловался я когда-то этой бодягой. Не могу в Вами согласиться. Когда мы рассматриваем события XIX-XX вв, важно учитывать их масштаб и – главное – отношение к предыдущим (поскольку только так можно справиться с эффектами абберации близости, на которые указывал Гумилев). И во-вторых, подобно тому как ни один химический элемент (разве что благородные газы) не встречается в Природе в чистом виде, не стоит ожидать обнаружения буквального соответствия гумилевским выкладкам – не смотря на общую цикличность развития этнической истории мира, каждый момент мировой истории неповторим. Германия в XIX-XX вв – страна, «отставшая» в своем этническом развитии от более западных Франции и Великобритании, т.е. сохранившая более сильный уровень пассионарности (это позволило ей воевать практически против всего мира в 1914-1918 и 1941-1945 – Франция и даже Великобритания с ее колоссальными ресурсами на такое бы не пошли). После 1945 пассионарность немцев падает ниже других западноевропейских народов – во всяком случае она ниже, чем у французов и англичан и тем более испанцев и португальцев (к тому же более пассионарный восток ушел в советскую зону). В 1990 этническая система Германии усложнилась за счет вхождения восточных немцев (что выразилось, например, в появлении в бундестаге достаточно устойчивой фракции ПДС, которая представляет интересы именно востока). В 2000 году всей Европе стукнуло 1200 лет – «магические 1200 лет», коих еще никто не переступил. Победивший всех и вся в открытом противостоянии, Запад дожил до дряхлости, а отдельные особи опустились до уровня животных, удовлетворяющих свои физиологические запросы. Рисковать жизнью уж точно никто не желает и поэтому гибель двух трех десятков солдат, а паче 200-300 гражданских лиц (Испания) может привести к падению правительства. Это выдается за высшее достижение гуманизма, хотя на проверку это оказывается тем самым лежбищем моржей (у Ремарка), которые слишком гуманны, чтобы дать отпор охотникам. Не дай бог нам такого! Балканские славяне, напомню, относятся к славянскому суперэтносу I века рождения, причем, они связали свои судьбы (кроме хорватов) с ровесницей Византией. Далее гибель этих этносов и переход их в реликтовое состояние связаны с османскими завоеваниями (т.е. сербы и болгары продержались не дольше Новгорода). Почему же они «воскресли» в XIX-XX вв? Османская империя была в эту эпоху объектом экспансии европейских держав и России, которые, естественно, всячески поддерживали малейшие этнические движения в среде южных славян и греков. Греки XIX века – реликт византийцев, импортировавший османскую пассионарность и добившийся независимости (1821). Далее начинается борьба различных группировок, ориентирующихся на разные страны Европы и Россию, причем в дальнейшем Греция не осталась в стороне от событий прошлого века: греки активно сопротивлялись немецкой оккупации практически на югославском уровне, а затем значительная часть этноса выступила против британского влияния. Это привело к расколу страны и эмиграции пассионариев, рассеявшихся от Австралии до Великобритании и Советского Узбекистана. В настоящее время пассионарность греков не превышает турецкой, а это говорит о том, что Греция в XIX веке не была затронута пассионарным толчком. Славяне также активно борются за освобождение в XIX-XX вв и побеждают в Балканских войнах. С одной стороны поражение Турции и победу славян в 1912-1913 гг можно объяснить степенью упадка Османской империи, которая оказалась не в состоянии контролировать соответствующие территории, однако, здесь не простое отделение, а борьба за передел, ибо как только Турция была побеждена, ее победители сразу же схватились друг с другом за отвоеванные земли, и конфликты, порожденные Второй Балканской войной, сохраняются и по сей день. Стало быть перед нами пассионарный всплеск. Хорваты, чья историческая роль отчасти схожа с историей украинского казачества, оказались связаны с Австрией. В течении XIX века хорваты – наиболее пассионарный этнос империи, превосходящий по этому показателю и немцев, и венгров, и чехов (чехи исчерпали свою пассионарность еще в ходе Тридцатилетней войны, когда население страны сократилось с 2,4 млн. до 800 тысяч, и это уже был реликт, способный лишь на пассивное сопротивление (поднять восстание против немцев чехи отважились только после смерти Гитлера, а их поведение в 1968 уж слишком отличалось от поведения венгров в 1956 – т.е. на вооруженную борьбу они не решились; историки называют это «цивилизованностью», стало быть сие есть синоним словосочетания «старческая немощь»).
ВЛАДИМИР: Значит, хорваты также импортировали пассионарность от турок. Боснийцы приняли ислам от турецких завоевателей, а далее импортировали пассионарность высланных с Северного Кавказа черкесов. Их этнокультурная доминанта оказалась противоположна другим славянам, что и породило взаимное ожесточение в 1990-х гг. Албанцы после Скандербега пребывали в гомеостатическом состоянии реликта, пока не развалилась Османская империя, в которой они в силу распространенности среди них ислама оказывались невольными союзниками османов. После обретения независимости в стране царила анархия, и лишь Ахмед Зогу попытался хоть как-то упорядочить положение. Итальянское нашествие не повлекло за собой сколько-нибудь массового протеста (видимо, сыграла роль автономизация, а независимость при беззащитности по отношению к Югославии и Греции, неоднократно намеревавшихся разделить Албанию, представлялась большим злом). Далее албанцы «пробуждаются» в 1943 году, после немецкой оккупации Италии и ее владений на Балканах, и сохраняют довольно высокий градус напряжения. Интересно, что наиболее пассионарная часть албанцев – косовары. После 1999 года криминальная составляющая национальной жизни албанцев резко усилилась (мнение, что «преступник не имеет национальности» - во-первых, сугубо оскорбительно для преступника, которого таким образом лишают естественного права называться русским, грузином или американцем в угоду каким-то дебильным конъюнктурным соображениям сегодняшнего момента, а во-вторых, неверно. В истории мы сталкиваемся с примерами вовлеченности целых этносов в – выражаясь языком милицейских сводок – организованную преступную деятельность (например, киликийские пираты). В этом нет ничего странного, точно также как вполне естественно желание других народов, подвергающихся подобному воздействию, расправиться с виновными). Поляки потеряли независимость в 1795 году и автономию в 1831 (не считая Краковской республики). Католицизм стал мощным фактором этнической консолидации, позволившей полякам отделить себя от лютеран-прусаков и православных-русских. Не понеся в войнах ХХ века сколько-нибудь существенных потерь (потери поляков во Второй мировой войне сильно преувеличены – раз в 7), поляки в достаточной степени сохранили свою пассионарность, а достаточно мощная национальная культура, получившая в ХХ веке дальнейшее развитие, обеспечила культурную доминанту развития. До 70-х гг. ХХ века – поляки – преимущественно сельская нация. Любопытно, что ксенофобия поляков значительно превосходила в ХХ века и русскую, и немецкую, но на Западе предпочитали этого не замечать.
ВЛАДИМИР: Турки – ровесники русских, однако, фаза этнического надлома у них проявилась значительно раньше и была гораздо болезненнее, чем у русских. Иногда говорят о вариабельности генов в том смысле, что Петр Первый должен был родиться в Турции в султанском гареме и консолидировать рыхлую Османскую империю. Трудно предположить, при каких обстоятельствах он должен был прийти к власти. Вероятно, «Петр» был бы сыном Мехмеда IV Авджи (Охотника), правившего в 1648-1687 и отрекшегося в пользу брата – Сулеймана III. Предположим, «Петр» побезждает в междоусобице 1687-1691 и правит до своей смерти в 1725. Переломить ситуацию в войне со Священной Лигой к 1691 году (при всех потенциальных ресурсах Блистательной Порты, куда превышающих российские того времени) было проблематично, так что вполне возможно мир 1699 был бы столь же позорен, как и в РИ. Далее – по петровским прожектам – усиление центральной власти, ликвидация или нивелирование автономий, расширение просвещения, использование западных технологий (ориентация также на протестантские страны, как естественных врагов католиков; хотя, конечно, к 1700 религиозные распри уже не имели такого влияния на дипломатию, как столетием раньше), модернизация армии и флота, попытки освоения Индийского океана. На это нашему турецкому Петру отпущено 19 мирных лет. Беспетровская Россия сидит в своих далях и даже на азов не покушается. В 1718 турки побеждают австрийцев и сохраняют границу 1699 года в Европе. В 1720 вступает в строй Суэцкий канал. В 1721-1723 Турция «ногою твердой» становится на Каспии и фактически контролирует Иран, разрушенный афганским нашествием. Не исключена попытка завоевания Марокко, дабы иметь окно в Атлантику. В Европе естественный противник Турции – Австрия. Поэтому Оттоманская Порта в войне за испанское наследство – союзник Франции, Испании и Баварии, в войне за Польское наследство – союзник Франции, Испании и Сардинии против Австрии и России (отвоевание Азова в случае поражения австрияков и русских?) Речь идет не обязательно об открытых военных действиях, но и такое не исключено. У турецкого «Петра» не будет таких проблем с мусульманским духовенством, как у нашего с православным, ведь султан по совместительству был еще и халифом, хотя, конечно, конфессиональная неоднородность империи будет давать о себе знать весь XVIII век. Пойдет ли этот «Петр» на дарование религиозной автономии православным? Усилит ли прозелитизм? Наследники «Кайсар-и-Рума» - как в Европе величают турецкого «Петра» в 1740-1748 опять поддержат противников Австрии (серьезный минус по сравнению с поддержкой Австрией Россией в РИ). В 1756 Турция вновь атакует согласно с Пруссией Австрию с юга (к этому времени турецкая армия уже мало чем уступает австрийцам). Венгрия возвращена в состав «Блистательной Порты». Этническая неоднородность Османской империи гораздо больше, чем России на тот момент. По переписи 1719, великорусы составляли в России 71% населения. Процент «природных турок» в 25-миллионой империи около 1700 года был раза в три ниже. Правда, турки обладали колоссальной способностью к ассимиляции пришлых пассионариев (еще в XIX веке несколько польских генералов бежали из погибшего Царства Польского в Турцию и заделались пашами с гаремами и прочими атрибутами турецкой жизни). Украина же в этой АИ так и останется разодранной между Россией, Польшей и Турцией. Что касается вашего покорного слуги, то он родится в Эдисане и в 1400 году Хиджры переедет в Истанбул. Что же касается РИ Турции, то она вступила в период надлома гораздо раньше России, но и вышла из него также на 80 лет ранее. Победы Кемаля уже можно считать переходом к инерционной фазе, в которой Турция пребывает и по сей день.
Dorei: 1) Тут несхождение. Первая обскурация у венгров -- это явно эпоха раздела страны на три части, когда стоял вопрос о том под кого лечь (уровень ниже плинтуса, что и понятно -- этнос старый). Через триста лет перед нами уже этнос куда более пассионарный. Валхи той же эпохи -- вообще живой реликт. Разбиратьсяф могли только тмежду собой. 2) С немцами тоже самое. В описанную эпоху от первого кайзеррайха (созданного при Саксонцах) вообще ничего не осталось. Боеспособность немцев была равна нулю и т. д. и т. п. Да и центр второго Рейха странно сдвинут к востоку. Первый современный немецкий философ -- И. Кант родился в Восточной Пруссии
ВЛАДИМИР: Dorei пишет: Да и центр второго Рейха странно сдвинут к востоку. Первый современный немецкий философ -- И. Кант родился в Восточной Пруссии Это можно объяснить (как Гумилев и делал) ассимиляцией некоторой части славян, а вовсе не новым толчком.
Вольга С.лавич: ВЛАДИМИР пишет: Беспетровская Россия сидит в своих далях и даже на азов не покушается. Беспетровская Россия вполне себе на Крым ходила. И без Петра может его забрать значительно раньше. ВЛАДИМИР пишет: В 1721-1723 Турция «ногою твердой» становится на Каспии У неё нет поддержки населения. ИМХО, на Каспии остаётся Россия
Sergey-M: Вольга С.лавич пишет: Беспетровская Россия вполне себе на Крым ходила. а результат? азов возьмут, а вот крым -хз.
Dorei: ВЛАДИМИР пишет: Это можно объяснить (как Гумилев и делал) ассимиляцией некоторой части славян, а вовсе не новым толчком. Славяне не пассионарны. Да и истребили их во время Тридцатилетней.
Магомед: Извините за оффтоп , но названием темы мне напомнило "иллюстрацию" на слова препода , нарисованную моим одногруппником на лекции по Новейшей истории Европы и Америки . Фраза препода ( Сан Саныч Галаган , вечная ему память ... ) звучала так "В целом Наполеон дал демократический толчок Европе" . На картинке же был нарисован Бонапарт , вручавший "стилизованной" ( женщина в белых одеждах с флагом Евросоюза ) Европе унитаз с надписью "демократия" ...
Han Solo: Магомед
ВЛАДИМИР: Dorei пишет: Первый современный немецкий философ -- И. Кант родился в Восточной Пруссии Назвать его пассионарием... как-то сложно. Хотя, как подчеркивают историки, Восточная Германия всегда давала стране больше солдат и философов, а Западная - угля и стали.
ВЛАДИМИР: Магомед пишет: Извините за оффтоп Между прочим, демократы как раз считают ВФР именно пассионармым толчком. Но! Все забывают, что должны образовываться новые этносы, а сего мы в 1789-1794 не наблюдаем.
ВЛАДИМИР: Dorei пишет: Первая обскурация у венгров Не обскурация, а надлом. Венгры импортировали себе славянскую и немецкую пассионарность еще в IX-X вв.
Dorei: ВЛАДИМИР пишет: Не обскурация, а надлом. Венгры импортировали себе славянскую и немецкую пассионарность еще в IX-X вв. Надлом был раньше. Примерно в эпоху пресечения Арпадовичей (вой на Карла Роберта с магнатами).
ВЛАДИМИР: Нет, пардон. Тоггда определимся с этапами этногенеза. Конечно в реальности они не всегда настолько напоминают железнолорожное расписание, как цивилизационно-культурные этапы у Шпенглера, но все же должны примерно соответствовать общей канве: 100 лет - латентный период, 200 лет подъем 300 лет - акматическая фаза 200 лет - надлом 300 лет -инерция 100-200 лет - обскурация Итого 1200-1300 лет этногенеза. Для России, например 1200-1300 - скрытый период (Александр Невский - "новый русский") 1300-1500 - подъем от Калиты до Ивана III. 1500-1800 - акматическая фаза (в сущности за этот период и произошел территориальный рост страны) 1800-2000 - надлом 2000-2300 - инерция (?) 2300-2400 - обскурация
Han Solo: ВЛАДИМИР пишет: Черногория - это реликт. Реликт чего?
ВЛАДИМИР: Древней Сербии.
Han Solo: ВЛАДИМИР пишет: Древней Сербии. Никогда не слышал, что в Древней Сербии была теократическая система правления
ВЛАДИМИР: Это также реликтовое явление (т.е. Черногория сумела выжить только под руководством духовного лица, поскольку православие служило в этом районе - напомню, между исламизирующимися албанцами и босняками - этническим индикатором). Руководящая роль конфессиональных лидеров в сохранении реликтов древних этносов общеизвестна (парсы, мандеи, армяне после XIV века и т.д.)
savage: ВЛАДИМИР Скажите, а какие есть книги (желательно в Сети) класса "Пассионарность для чайников"? А то люди спорят, копья ломают а я даже примерно не представляю, что тут творится.
Han Solo: savage пишет: класса "Пассионарность для чайников"? Да почитайте первоисточник - "Этногенез и биосфера Земли", там все очень доступно и хорошо описано. Л.Н. Гумилев писал как принято говорить, "для широкого круга читателей", а не только для высоколобых.
ВЛАДИМИР: Да, поищите по этому словосочетанию. Есть также целый форум и сайт гумилевианцев, созданный еще при поддержке покойного Панченко.
savage: Большое спасибо. Ушёл учить матчасть.
Динлин: Вольга С.лавич пишет: Беспетровская Россия вполне себе на Крым ходила Безрезультатно
ВЛАДИМИР: Ну конечно, если Турция станет Петровской Турцией, а Россия останется в лучшем случае на уровне Васьки Голицына, то дело наше плохо. Вся надежда на русские морозы.
sas: Динлин пишет: Безрезультатно ПЕтровская Россия взяла Крым? Оригинально.... ;)
Динлин: sas пишет: ПЕтровская Россия взяла Крым? Оригинально.... ;) Она взяла Азов. Это конечно, пожиже, чем Крым, но тоже неплохо
sas: Динлин пишет: Она взяла Азов. Это конечно, пожиже, чем Крым, но тоже неплохо Она же его попозже и сдала....
Крысолов: Хорошо народ живет. Какая выпивка, какая трава, каике грибы! Поделитесь, а?
Динлин: sas пишет: Она же его попозже и сдала.... Одновременно воюя со Швецией, а не находясь в Священной Лиге.
ВЛАДИМИР: А в России. Последним деянием акматической фазы стала всенародная победа над Наполеоном. Сейчас мало кто отдает себе отчет, что победа над наполеоновской Францией далась нашей стране даже сложнее, чем победа в 1945 году над немцами. Если сравнить наполеоновскую Францию 1811 с гитлеровской Германией весны 1941, то почти все факторы будут в пользу первой. Франция в отличие от Германии имела надежный тыл – партизанское движение наблюдалось только в Испании и в Тироле, а глухое недовольство наполеоновским владычеством в других странах Европы имело куда меньший градус, чем антифашизм в Европе 1941 года. Гитлер был вынужден терпеть ряд нейтральных стран, а Наполеон контролировал весь Европейский континент от Португалии до Немана и от Дании до Мессинского пролива. Культурное и идеологическое влияние Франции на Россию было также на порядок сильнее немецкого в СССР. У России в 1812 и у СССР в 1941 был друг-враг – Коварный Альбион, но если в 1941 за собственно Англией виднелась тень потенциально могущественного «арсенала демократии» США, то в 1812 США были врагом англичан (правда в тот момент Англия сама была неплохим арсеналом, во всяком случае – наиболее промышленно развитой страной Европы, объем промышленности которой превышал промышленность всей континентальной Европы). И нельзя сказать, что технологическое превосходство еще не играло такой существенной роли, как в 1941. Наполеон самолично имел высшее военно-техническое образование и мог считаться одним из лучших экспертов по этим вопросам во Франции (его скепсис относительно прожекта парохода объясняется, прежде всего, примитивностью и ненадежностью предлагаемой конструкции; первая регулярная пароходная линия появилась лишь в 1814 году между Петербургом и Кронштадтом). Одним словом, победа русских над нашествием «сил Западной Европы» (прав Толстой) оказывается гораздо масштабнее, чем это выглядит на первый взгляд. Далее в истории России начинается фаза надлома.Обычно она характеризуется политической нестабильностью, но царский режим поздних Романовых сумел заморозить ситуацию на целых сто лет. Это столетие не пропало даром: выросло население страны (с 40 до 130 миллионов), началась индустриализация, культура переживала расцвет. Подавив восстание декабристов (а в случае его успеха Россию не обязательно ожидала бы только одна стабильность да процветание, - как раз по логике событий эта победа должна была стать началом долгой чреды мятежей и переворотов, а возможно и стать предвестником распада страны на муравьевские «державы»), власть загнала оппозиционное движение в подполье. Подполье оказалось литературным. И тогда именно литература стала нишей, в которой развертывалась политическая борьба, которая в аналогичных ситуациях в других странах (например, в средневековой Италии) протекала на городских площадях. Литература неизбежно стала полемической, острокритической, нетерпимой к человеческим слабостям и социально заостренной. Полемика западников со славянофилами была предвестником еще более непримиримых баталий. Спор шел о наследии Петра Великого и той бюрократической системе, которую он создал в начале предыдущего века – т.е. о существующей системе правления. Показательно, что оба полемических течения были оппозиционны (западники отрицали российское настоящее, а славянофилы – петровское прошлое, в котором западники видели не законченную форму государственного и общественного устройства, как официальные идеологи, а лишь переходный этап к дальнейшему копированию запада) по отношению к официальной власти, и лишь некая сословная солидарность не позволяла этим оппозиционным настроениям переступить грань ненависти. Следующее поколение – разночинное, т.е. сборное из обедневших помещиков, помещичье-крестьянских байстрюков и долгополых семинаристов – людей, преимущественно, имеющих социальное положение значительно ниже своего уровня образования и не нашедших свое место в бюрократической системе России, легко переступит эту грань. Они станут нигилистами. Нигилизм, хотя и западного происхождения, как сие не странно, смотрел на Россию и мир славянофильскими и даже старообрядческими глазами (примечателен интерес в среде нигилистов к самосжигателям и особенно протопопу Аввакуму). Эти люди отвергли все условности цветущей дворянской культуры, религию (причем так, как религию отвергают религиозно образованные люди – уходя в сектантство), богатство (причем опять таки, не с позиций характерного для дворянства сословного презрения к буржуазности, а с т.з. неудачника). Достоевский и Лесков ужаснулись, заглянув в эти бездны. В «Бесах» Достоевский высмеивает самые разные породы интеллигентов – от Кармазинова до Ставрогина, но ведь и сам он интеллигент, православный интеллигент, и православие он защищает интеллигентскими же аргументами (в общем ему очень далеко до одинокого рыцаря эпохи – Константина Леонтьева, который умел говорить правду и имел смелость ее осознавать). В 1880 году в России действительно назревала новая революция, и она не свершилась лишь благодаря бестолковости заговорщиков и твердой руке наследника престола, которая была в 1825 и которой не было в 1917. В восьмидесятые годы нигилистические настроения идут на спад. У Чехова уже чувствуется усталость от идеологии и нарастающий пессимизм. А ведь именно в это время наблюдается мощный экономический, культурный и социальный подъем во всех отраслях жизни России. Кажется, что Россия обманула судьбу и благополучно проскочила фазу надлома, но не тут-то было.
ВЛАДИМИР: Из 129 миллионов населения Российской Империи по переписи 1897 года можно выделить, прежде всего, европейские этносы, волей исторических судеб попавшие в политическую орбиту нашей цивилизации. Это финны, эстонцы, латыши, литовцы, поляки и российские немцы. Все они, за исключением последних, обитали в пределах своих исторических земель и руссификация в этих районах предпринималась в гораздо меньших масштабах, чем протесты против нее. Российские немцы образовывали устойчивую «ксению» в составе российского суперэтноса, причем занимали важные позиции в аппарате управления, армии и торгово-промышленном сословии. На Северном Кавказе сохранялись еще со времен Хеттского царства реликты древних этносов, известные под именами народов нахско-дагестанской и адыгской групп. Южнее армяне и грузины доживали век реликтов Древней Византии. Татары, азербайджанцы и прочие тюркские народы несли в себе пассионарность Монголосферы, и она уступала только русской. Что касается евреев, то их история с т.з. теории этногенеза достаточно сложна. Ко временам Макавеев пассионарность древних евреев была на исходе – они добились независимости на фоне общей дезинтеграции эллинистического мира во II веке до н.э., а затем легко подчинились иноплеменной династии Ирода и римским завоевателям. В I веке н.э. происходит национально-религиозный взрыв, который есть следствие пассионарного толчка того века. Формируется талмудический иудаизм и начинается второй виток еврейской истории. Этот этнос рассеялся на огромных пространствах от Испании до Индии (где он сохранился в виде реликта до английских времен) и проявлял активность до XIII-XV вв. Редкий прозелитизм не мог быть источником импортной пассионарности (скорее наоборот, предприимчивые особи без предрассудков часто переходили в другие веры и общины), стало быть пассионарность черпалась из неофициальных контактов с представителями других народов и новых пассионарных толчков, проходивших через те местности, в которых обитали еврейские общины. В Х веке была уничтожена еврейская община в Хазарии, в IX – в Китае, в XII – в Киеве, в XIII – в Англии, в XV – в Испании. Роль толчка VIII века, прошедшего через Западную Европу в еврейском этногенезе минимальна – в это время в Англии, Франции и Астурии не было сколько-нибудь значительных еврейских общин, и к XVI веку еврейские общины Западной Европы и арабских стран становятся реликтовыми, частью ассимилируясь, подобно марранам в Испании. Пассионарный толчок XIII века, создавший русских, литовцев и турок, прошел по тем регионам, где еврейское население в тот момент также было незначительным. Но затем начинается приток еврейского населения на территорию Польско-литовской унии, и вероятно, оно импортирует путем неофициальных контактов местную пассионарность. Этот процесс растягивается до XVIII века, и в итоге возникает восточноевропейская еврейская местечковая общность, самым ярким явлением в среде которой, несомненно является хасидизм. В конце XVIII – начале XIX вв. эта общность входит в состав Российской империи. Настроение еврейской общины в России на протяжении XIX века меняется от в целом индифферентного к оппозиционному по отношению к правящему режиму. В среде русских к концу XIX века можно выделить несколько субэтносов. Во-первых, это казаки – некогда оппозиционные власти, но теперь ставшие наиболее консервативной частью российского общества. Далее, старообрядцы, численность, которых некоторые историки к началу ХХ века исчисляют в 20 и даже более миллионов. Крестьяне и купцы по своей сословной принадлежности, старообрядцы не представляют единой организации и сходятся лишь на непримиримой позиции относительно существующего в России политического и религиозного режима. Царь Петр на их иконах изображен горящим в аду, а его произведение – Российская империя – не заслуживает иной участи. Эту программу более радикальные секты провозглашают открыто, а более солидные поповцы лишь подразумевают. Развитие капитализма в России дает в руки купцов-старообрядцев значительные финансовые средства, которые частью пускаются на финансирование оппозиционных политических течений (до большевиков включительно). Сохраняют значительный уровень пассионарности также сибиряки (ведь в Сибирь попадают на протяжении трех веков наиболее пассионарные особи из европейской части России – будь то переселенцы или каторжники) и потомки севрюков, воевавших с москалями еще во времена Самозванца, - воронежцы, тамбовцы и орловцы (они сыграют не последнюю роль на заключительном этапе будущей гражданской войны).
Sergey-M: ВЛАДИМИР пишет: артизанское движение наблюдалось только в Испании и в Тироле, ага. причем в испании он держал 300 тыс чел. боевых войск а не "дивизии желудочных больных" ВЛАДИМИР пишет: Португалии волшебные слова"Торрес-вердасская линия" помогут отцу Русской демократии.