Форум

Продолжение Национальной Идеи

ВЛАДИМИР: Тема закрылась (надеюсь, что не ЗАКРЫТА) И я продолжаю. Западные мыслители веками бились над проблемой соотношения общественных и индивидуальных задач и прав и часто приходили к печальному выводу, что тирания общества в сто раз хуже тирании государства. Единственным способом уйти из под контроля общества был и остается путь самоизоляции, при которой «свободный» индивид просто покидает общество: физически, переселяясь на необитаемый остров, или морально, ограничивая контакты с окружающими необходимым минимумом. Все попытки «освободить» из под контроля общества группу из нескольких индивидов, не разъединяя составляющих ее людей, всегда приводили к образованию замкнутой секты с еще более жесткими внутренними требованиями. Пресловутый западный Индивидуализм есть порождение Меркантилизма и Гуманизма. Подчеркнем важную особенность раннего гуманизма. На начальном этапе его основатели явным образом трактовали сущность общественного блага. Позднее в либеральную эпоху (с XIX в.) общественное благо стали считать закономерным продуктом общественного Прогресса, суперпозицией “естественных” интересов совокупности индивидов (личностей). Провозглашалось, что главное не ограничивать личность, не мешать Прогрессу, который неизбежно приведет к наилучшему социальному результату. Обратим внимание, что данное построение фактически есть мировоззренческая подмена, поскольку ранее на Западе были разработаны, определены и насаждены Национальным государством иерархия и структура общественных и частных ценностей, “индивидуалистическая” этика, содержание и понимание законных “личных” интересов (которые позднее стало принято считать “естественными”). Общественное благо отождествлено с Национальными интересами, задано направление общественного Прогресса. Интересно проследить ситуацию конфликта личных интересов индивида и коллективных интересов нации на Западе. В подавляющем большинстве случаев интересы нации торжествуют над интересами индивида в случае их реального, а не мнимого конфликта, а если современный западный индивид в период 1800-2000 гг. получил достаточно преференций со стороны государства, то это объяснялось возможностью предоставить их ему без ощутимого ущерба национальным интересам. Если же национальные интересы оказывались под угрозой, демократическое государство без колебания отбирало одну за другой демократические свободы (например, в условиях войны). Западу исторически везло последние столетия, и только этим можно объяснить успехи демократии в его ареале, по мере усиления межцивилизационной борьбы и все новых и новых поражений в войне «с международными террористами» демократия на Западе будет вполне естественно сворачиваться. Вообще, этничность в конечном итоге есть феномен общественного и индивидуального самосознания. Нация суть особая этническая форма, вид этнического самосознания прежде всего. Нация сознает себя единой командой, имеющей общие интересы и цели. Подлинная Нация – это Политическая нация, то есть Нация, сознающая свои Национальные интересы.

Ответов - 8 новых [см. все]

ВЛАДИМИР: Исторически на Западе Нации складывались как буржуазные, то есть понимали свои интересы в капиталистическом духе. Это касается не только одной буржуазии, но и всех прочих слоев общества. В этом смысле национализм, как учат марксисты, действительно является буржуазным. Таким образом, последние два века на Западе господствует гуманизм либеральной формации (либерал-гуманизм), который неявно сводит (подменяет) общественное благо к суперпозиции частных интересов. Так оно фактически и есть, только предварительно “частные интересы” были унифицированы Национальными государствами, и поддерживаются ими в установленных рамках. Как мы видим, Гуманизм явился важнейшей идеологической предпосылкой Национализма, и поэтому нам полезно обратиться к истокам обеих доктрин. То есть к трудам титана Ренессанса, основоположнику гуманистической политологии флорентийцу Никколо де Бернардо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли с 1498 г. занимал должность секретаря Совета Десяти (или коллегии Десяти) Флорентийской республики, который ведал военными и иностранными делами. С 1505 г. Макиавелли возглавил Совет Девяти по вопросам милиции (т.е. народного ополчения, - о нем речь далее). В 1512 г. республика пала, во Флоренции восстанавливается режим герцогов Медичи. В 1513 г. Макиавелли попадает в тюрьму, его обвиняют в соучастии в заговоре против Медичи, пытают, затем освобождают и высылают в принадлежащее ему имение, где он написал свои наиболее известные сочинения. Кажется, все

Telserg: ВЛАДИМИР, может Вы пришлете мне текст, выложу на сайте архивов, а то читать не очень удобно.

ВЛАДИМИР: Хорошо, но он со встроенными комметариями. Я вышлю, но лучше оставить эти темы как есть.

ВЛАДИМИР: Вы конечно приметили в моих комментариях несколько альтернатив. Все или почти все они касаются роли Англии. Ну, не люблю я ее - увы! И имею для этого основания. Осью данной темы вообще (национального становления) можно считать II Мировую войну XVIII века (ПМВ того же века - 1701-1713) - т.е. Семилетнюю. Мы неоднократно обсуждали различные развилки этой европейской судьбины, но попробуем еще раз рассмотреть ту же тему, но через призму национального строительства. Итак: в 1763 году Франция-Россия-Австрия выиграли Семилетку. Петр III подавился-умер-погиб при невыясненных обстоятельствах. России - Кенингсберг и протекторат над Польшей. Австрии - Силезия и гегемония в СРИГН, Франции - сохранение Канады, Луизианы, Южной Индии - предположим, они договорились с Англией на статус-кво. Дальнейшие национальные процессы в а) России (большая германизация), б) Англии (узость рынков, слабость торговых позиций), в) Франции (отток в колонии недовольных, аммортизация социальных конфликтов - заодно быстрое заселение Канады и Луизианы - 2-3 миллиона до 1800 года). Ув. Паша уже описывал подобную ситуацию, выводя из всего этого "конституционализацию" режимов к началу XIX века. Но... а) реваншизм Англии. б) французские планы, в) Россия на Востоке.

ВЛАДИМИР: Почти по теме: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/fairytale/munchhauzen/

ВЛАДИМИР: Еще одна ссылка по теме: http://syw-cwg.narod.ru/

ВЛАДИМИР: И еще одна ссылка по теме: http://lib.ru/SHEKLY/manitori.txt

Panzer: Мы недавно обсуждали взаимосвязь церкви и прогресса в истории Европы. По-моему, это очень близко. По крайней мере вопросом роли меркантилизма - очень и очень близко.