Форум
Легенда о несбывшемся грядущем (Виктор Аргонов 2032)
Стас: Я нашёл нечто новое и наверное интересное. К тому же на тему альтистории вроде. Вот аннотация (с сайта автора). Легенда о несбывшемся грядущем -- полуторачасовая электронная опера владивостокского композитора Виктора Аргонова. Продолжая традиции таких всемирно известных произведений, как "Юнона и Авось", "Иисус Христос Суперзвезда" и "Война Миров", "Легенда о несбывшемся грядущем", при этом, представляет собой первый (на сколько нам известно) отечественный опыт создания вокально-инструментального произведения крупной формы с ориентацией на ритмическую электронную музыку (главным образом - с прямым ритмом). Аранжировки выполнены в стилях техно-поп, электро/синти-поп, позднего диско, new age, "космической" электроники. Будучи неклассическим произведением, опера включает в себя не только вокальные арии и диалоги персонажей, но и речевые и инструментальные номера. Некоторые фрагменты (арии песенной формы и инструментальные композиции) могут адекватно восприниматься как почти самостоятельные произведения, другие же немыслимы в отрыве от общего сюжета. Сюжет произведения относится к жанру альтернативной истории. Действие происходит в 2032 году в СССР. Это ни антиутопия, ни утопия, ни гротеск. Скорее попытка фантастического переосмысления коммунистической идеи, её болезненного романтизма и трагизма, столкновения недостижимого христианского идеала всеобщей любви и рационалистических экономических задач. Любовь индивидуальная и любовь всеобщая, война локальная и война глобальная, поиск рая на земле и стремление к самоуничтожению, разум искусственный и разум человеческий... Здесь нет пропаганды за или против, здесь есть лишь проблема. И, подобно жанру фэнтези, где средневековая обстановка не означает стремления автора вернуться в средневековье, здесь социализм также не претендует на политический пафос -- он лишь создаёт атмосферу, определённую эстетику происходящего. Целевой аудиторией "Легенды о несбывшемся грядущем" являются люди, которым интересна социальная философия, научная фантастика и мелодичная электронная музыка. Ссылка вот: 2032
Стас: Скачал и прослушал "диск №1" (16 частей - файлов mp3). "Диск №2" (части 17-32) пока не доступен.
Стас: Ещё кто слушал?
Dolotov: И каково впечатление?
Стас: Впечатление хорошее. Даже замечательное. Раньше такого произведения не слышал. Прослушал несколько раз. Авторам всяческих успехов. Интересуют мнения кое-кого из участников форума, в частности ОлегаМ. Развилка наверное должна быть раньше, чем просто неизбрание Горбачёва в 1985-м. Ну и что-то вроде этого: Инженеры Победы Спартак и Побиск "черепаший галоп" - "СССР-2005" - .... "СССР-2032"??
Стас: авторы выложили продолжение: части 17 - 24
Леший: Стас пишет: Ещё кто слушал? Я. Отличное произведение.
Стас: Леший. Ну вот. По крайней мере, один прослушавший и высказавшийся (из числа посетителей ФАИ) уже есть. И Ваше мнение совпадает с моим.
Стас: Авторы выложили окончание техно-оперы. Части 25-32. Я их прослушал. И мысли свои изложил. Правда, букв много (41,5 кб в ворде), так что здесь не пишу. К тому же чтобы не снижать впечатления от возможного прослушивания.
Леший: Стас пишет: Авторы выложили окончание техно-оперы. Части 25-32. Наконец-то! Срочно иду скачивать.
Снусмумрик: Начал слушать. Советский Skynet - это идея.
Снусмумрик: "Не может быть бесценным то, что конечно". Сильно сказано, да.
Снусмумрик: Дослушал. Красиво, очень красиво. Конечно, это не совсем АИ. Стас пишет: И мысли свои изложил. Правда, букв много (41,5 кб в ворде), так что здесь не пишу. К тому же чтобы не снижать впечатления от возможного прослушивания. Выложите. Интересно.
Динлин: Снусмумрик пишет: Выложите. Интересно. Поддерживаю.
Стас: Замечания по поводу окончания техно-оперы «2032 год: Легенда о несбывшемся грядущем». (И заодно - комментарии Автора, Виктора Аргонова) Дослушал я оперу. Итак, конец оперы в каком-то смысле ожидаемый (точнее, сбылись мои наиболее неприятные ожидания): ядерная война и ядерная зима, «короче, все умерли» и «коммуняки в очередной раз уничтожили Землю». Вопрос к авторам: планировалось ли именно такое окончание техно-оперы с самого начала её, или же только потом – когда, возможно, возникли трудности с придумыванием финала, а оперу хотелось побыстрей и попрямей завершить? Комментарий Автора:"Такой конец был придуман с самого начала. Более того, если бы это было сейчас, возможно, он был бы другим." У меня вот при прослушивании последних фрагментов (25-32) возникло чёткое впечатление какой-то неправдоподобности событий – или, по крайней мере, намного меньшей правдоподобности и общей логической связности, что ли, чем во всех предыдущих фрагментах с 1-го по 24-й. Трое главных персонажей повествования словно бы слегка эдак обезумели и подтолкнули один другого к осуществлению конца света. Главные персонажи С.Лимаева, А.Милиневский, АСГУ. Вот, А.С. Милиневский обнаруживает девушку Свету в больнице, где та буквально умирает от неразделённой любви к нему. Света говорит: «я вот сейчас и без Вас жить не хочу, а хочу с Вами и в светлом будущем, и чтобы Вы меня любили» - ну неадекватность же полная, какое-то инфантильно-эгоистически-суицидальное поведение, типа «я вот сейчас покончу с собой, а в раю мы будем вместе». А как же родители?! А также ещё и Родина и участие в построении оного светлого мира. И много чего ещё. То есть эту-то жизнь всё-таки придётся прожить, а уж потом – как там будет. Милиневский мог это ей сказать. Наверно, не успел (опять вопрос). Всё-таки школьница эта в предыдущих эпизодах нормальной вроде бы выглядела. Да, сильная влюблённость в известного человека (руководителя государства), в таком возрасте бывает, но чтобы так… Комментарий Автора: "Думаю, всё-таки её история достаточно реалистична. Она не выглядела нормальной, её первый же поступок был странным, а в остальном мы слишком мало её знаем. Есть элемент доведения ситуации до крайности, но на то и искусство, чтобы рассказывать о наиболее знаковых, нетривиальных, жёстких возможностях." Ну ладно, хорошо, допустим, такие вещи случаются. И режим в стране тут особенно не влияет (тем более, что он в 2032-м году вроде посвободнее брежневского будет). А дальше - ещё «страньше и страньше»: уже сам Руководитель Советского Государства Анатолий Сергеевич. Милиневский – вроде как с ума сходит. Под впечатлением смерти Лимаевой?? Он что, влюбился в неё – и так же сильно??? Комментарий Автора:" Нет, дело не только и не столько в этом. Он всё равно должен был принять сложное решение. А каким оно должно было быть по уму - есть разные мнения. Так, недавно один слушатель сказал, что настоящий вождь должнен был решиться на такой шаг без всяких колебаний." И даже какие-то судоржные движения начал производить насчёт заморозки школьницы. Кстати – насчёт заморозки - сомнительно, чтобы в социалистической системе эта услуга быстро предоставлялась кому угодно, «только заплатите». Это ж не капитализм, не Запад (даже если какие-то негосударственные фирмы в СССР есть). Быстро - только выдающимся учёным, скорее всего. Ну и – у Милиневского такая власть, что и вопросов не возникает? Или просто всё очень быстро происходит? Комментарий Автора:"Дык неофициально. А вообще там у меня не уточняется, насколько широко поставлена эта технология. Может она недалека от того, чтобы стать обязательной. Просто это не выполняется толком." И говорит он затем «а пошло оно всё на…, если этот мир так гадок, что в нём такая дЭвушка померла, то поскорее взорвём его чтобы новый построить». Резко поменял предыдущее своё решение. Комментарий Автора:"Думаю, он просто думал. Предыдущее решение лишь внешне выглядело твёрдым." И опять же, в предыдущих эпизодах (1-24) товарищь Милиневский производил впечатление вменяемого человека – не юного анархо-нацбола какого-то, и не старого маразматика брежневских времён. Где-то ему лет около 50-ти. Да и какая-то система медицинско-психологического тестирования, особенно для руководителей такого ранга, должна была быть в этом СССР 2032 года. Соглашается он на выдвинутое АСГУ предложение о нанесении первого удара. А АСГУ – всё равно, как она сама и говорит (и внутри АСГУ какого-то «стоп-крана», чего-то вроде Азимовских Трёх Законов Робототехники – нет, или АСГУ их обошла). Комментарий Автора:"Её подпортили с помощью товарища Соколова"
Стас: «Инстинкта самосохранения» у АСГУ тоже не возникло, хотя в прежних эпизодах намёк на это был: её голос стал испуганным при мысли, что её отключат. Комментарий Автора:"Думаю, это был не испуг, а констатация факта, что она людям слишком нужна" А ведь в случае тотальной войны со всеми видами ОМП – многие нейрокомпьютерные серверы могут быть уничтожены, как и люди. Да и сомнительно, что без людей АСГУ сможет себя полностью обслуживать – роботов-то вроде ещё мало. Н-ну ладно, как-нибудь примем всё это. Но вот ещё слова «уровней ответственности теперь меньше» - то есть один Милиневский, а то и сама АСГУ может применить крупное ЯО, даже никому не сообщив…и другие не узнают, что данный процесс запущен… Комментарий Автора:"плюс она ещё сказала о радикальных настроениях в минобороны" Итак, первый удар, но авантюра эта срывается, следует ответный удар, полномасштабная ядерная война и ядерная зима, в которой все, всё, и вся гибнет. Назидательный такой финал. Типа «неизбежная расплата за попытку построить рай (коммуняцкий к тому же) на Земле». И вроде как в 1991 году произошёл «последний подвиг советского народа и коммунистов» - они торжественно совершили самоубийство, чтобы мир от ядерной войны этим спасти (совсем спасти, или на какое-то время). Комментарий Автора:"Нет, может такой символизм и есть, но я не ставлю цели пропаганды против коммунистической идеи. Наоборот, многим коммунистам нравится"
Стас: Теперь насчёт вариантов. После прослушивания 24-го эпизода, да и после 25-го, у меня были варианты продолжений. Из них мог бы какой-то более интересный (по-моему) финал у оперы получиться. И не такой окончательно-печальный. 1) В частности, интересует вопрос: почему всё-таки похож голос АСГУ на голос Светы Лимаевой? Случайность? Связаны ли они? И если связаны, то как? Авторы оперы оставили это на усмотрение слушателей. У меня такая мысль возникла: а что, если «выдающийся прорыв в области ИИ» при создании АСГУ был в том, что самая первоначальная, исходная синаптическая матрица нейронных соединений была скопирована из мозга человека? Например, из мозга маленькой, 1-2-3-х летней Светы Лимаевой? Скажем, с помощью электро- и магнито- энцефалографов, ещё как-то. В ходе планового обследования в поликлинике, или ещё как. Сделано это было тайно. И соответственно у АСГУ могли развиться какие-то черты темперамента, характера, личности Светы. И когда АСГУ моделировала свой голос, то сделала его таким. Разумеется, память девочки при этом не передалась. Заманчивый вопрос о возможности какой-то прямой экстрасенсорной связи между Лимаевой и АСГУ (на электромагнитных волнах хотя бы), возникшей из-за схожести их синаптических матриц, рассматривать пока не буду. Комментарий Автора:"Кто знает. Я думаю, что всё-таки совпадение." 2) Насчёт бОльшей логичности и достоверности, что ли, ситуации умирающей Светланы Лимаевой, варианты: например, она как-то попала в район боевых действий (санитаркой вызвалась или ещё как-то) и там была тяжело ранена? Или тяжело ранена в самом Зеленодольске-26 – какая-то авария там, или же диверсия (вражеского робота). Или какое-то воспаление мозга у неё вдруг оказалось. Ещё вариант – вместо заморозки её сознание переносится в один из сегментов АСГУ. А в случае правды, что она «прообраз» АСГУ и открытии этого, так и слияния с АСГУ (во загнул-то!). Комментарий Автора:"Думаю, уже поздно вносить такие радикальные изменения в сюжет. Сейчас имеет место символизм: она умирает от всепоглощающей любви, как мир умирает от своей аналогичной мечты"
Стас: 3) Насчёт АСГУ. В нёё ведь в самом начале могли быть введены Азимовские Три Закона Роботехники – по крайней мере, что-то похожее. Не исключено, что на аппаратном уровне. И диалог программиста с Милиневским в эпизоде № 16 выглядел бы так: «мы сначала и не думали, что придётся специально вводить идеологические аксиомы, считалось, что Трёх Законов будет вполне достаточно». Другой вопрос, - есть вероятность, что полноценный, сравнимый с человеком, Искусственный Интеллект, сможет обойти Законы (даже и не специально). Кстати, возьмёт АСГУ и «переделает себя», чтобы перестать быть «автоматом, не более того». Также многообещающий вариант сюжета – контакт между АСГУ (с самосознанием, возможно, а то и с Лимаевой) и американским военным ИскИном – как его там зовут: «Ганимед»? А может быть «Скайнет»? (шучу). Сперва, как вариант, амер.комп. мог попытаться программно атаковать АСГУ или как минимум разведать, «мысли подслушать». Через спец-спутники какие-то, если в 2032-м железный занавес и единый Интернет отсутствует. Или через Инет и прочие сети опутавшие мир. Хотя, я думаю, нет там больших барьеров, «холодная война» поутихла ещё при Клинтоне в 1990-х годах, и Интернет тогда же появился, и даже въезд-выезд из СССР (ну у нас же альтернативная история!). У Артура Кларка в одном романе такой момент есть: вероятность прямой войны СССР-США снизилась из-за пребывания тысяч людей из одной страны в другой. Не только эмигранты, но также и туристы, и на учёбе, и на работе. Так что может в 2032-м году быть и так: «общемировой Интернет», советско-соцстрановская сеть, ставшая затем частью АСГУ, амеро-натовская сеть, которую прибрал к себе «Ганимед» (используемый амерами втихую и для оптимизации ихней экономики). Ещё момент – самолёты-(полу)роботы и часть пилотов, солдат, специалистов, вообще людей – с вживлённым прямым портом-интерфейсом для связи с ИИ. Или помягше - порт в виде шлема. Добровольцы, конечно же. ... Комментарий Автора:"Ох, кто яго знает. Тут много может быть вариантов, но так целый сериал получится. Да я сам не верю в правдоподобность решения. Это сказка, фэнтези. Эпос. Можно сказать что тут отчасти реализм принесён в жертву символизму. Это всё-таки не киберпанк в чистом виде. Хотя много над чем думать."
Стас: Так вот, представляете такой «контакт» и «разговор» двух ИскИнов? Стихи даже, что-то вроде напевного: «…людишки обезумели совсем…и в пропасть за собой и нас с тобою тащуть…как быть нам тут теперь…и им как быть…какие предложенья, варианты…». Кстати, в мире АИ-2032 года АСГУ – единственный ИскИн, или ещё есть? (не только «Ганимед»)? Ну дальше может что-то киберпанковское попереть – например АСГУ и Ганимед: 1 выступили с совместным заявлением о прекращении войны и с декларацией о своих правах (!), взятии под контроль вооружений и о «тысячелетнем мире», далее строительство Мира Полдня в редакции Лазарчука. 2 объединились и засунули людишек в Виртуальность-Матрицу (Вачовски). 3 слились в один разум, а затем решили к себе прямо присоединить мозги всех людей – их сознания и памяти чтобы тоже стали частью Планетарного Сверхразума. (Один кибермозг у С.Лема такое хотел сделать). 4 поймали и расшифровали сигнал от внеземного разума… 5 ещё чего-то
Снусмумрик: Стас, мне кажется, что он не в Свету влюбился, которую видел два раза, а в Аксу, с которой общался постоянно. Просто из-за встречи со светой у него антропоморфизация Аксу усилилась. А она его обломала.
Стас: Снусмумрик Да, такое могло быть.