Форум

Церковники в табели о рангах

Cмельдинг: Как известно, Петр I окончательно сделал т.н. Русскую православную церковь шестеренкой государственного механизма, подчинив ее святейшему синоду во главе с "оком царевым", предъявив архипастырям собственный кулак (по другой версии кортик) в качестве "патриарха", обязав священников доносить услышанное на исповеди и т.д. Не был сделан только окночательный шаг - введение церковной иерархии в соответствие с государственной, гражданской и военной. А давайте подумаем, как выглядела бы "табель о рангах", в которую была бы втиснута иерархия черного и белого духовенства, и какие это имело бы последствия в дальнейшем.

Ответов - 12 [только новые]

georg: Cмельдинг пишет: введение церковной иерархии в соответствие с государственной, гражданской и военной Не считаю реальным. Копировалась готовая схема с запада - по образцу Консисторий, существовавших в протестантских государствах Германии. Надо сказать что первые обер-прокуроры играли в Синоде ничтожную роль - всем заправлял пользовавшийся абсолютным доверием Петра Феофан Прокопович. Когда обер-прокурор вступил с ним в конфликт по поводу каких-то церковных имуществ, владыка сумел законопатить его аж в Сибирь. Да и смысл? В Церкви своя сформировавшаяся иерархия, продвижение в которой зависит в основном от монарха. Павел I даже награждал священников и епископов орденами - за особые заслуги.

Cмельдинг: georg пишет: Да и смысл? В Церкви своя сформировавшаяся иерархия, продвижение в которой зависит в основном от монарха вот и уравновесить ее с гражданской и военной. Шоб порядок! Петр батюшко и про плавание на лодке указы издавал, а ткаое дело без бумажки оставил...

georg: Cмельдинг пишет: ткаое дело без бумажки оставил... Как это без бумажки? Коллега, а "Духовный Регламент" забыли? " Чины же оные пяточисленные суть: 1. Епископи, 2.Пресвитеры, диаконы и прочий клир церковный, 3. Монахи, 4. Домы училищные, и в них учители и ученики, тако ж церковные проповедники, 5. Особы мирския, поелику участны суть наставления духовнаго, яковое случается о правильных и неправильных браках и прочих делах, до светских людей касающихся."

Cмельдинг: вот! вот ведь совсем чуть-чуть! ну чего ж не объединить этот регламент с табелью?! Ваше превосходительство, отец Пафнутий...

YYZ: А помните, что между иерархиями можно было легко перемещаться? Для карьеры. Например, камергер Потемкин стал генерал-майором и сделал карьеру на войне. Это был маразм, что чиновник становился военным или гражданским и наоборот. А теперь представьте, что епископ становится тайным советником во время реформ аппарата или полковником во время войны. Классная универсальность. Хотя в Франции AFAIK аббат (получив его по наследству) мог становится чиновником, а то и военным.

Cмельдинг: Во! прекрасно! вот с западу херрр Питер это и потырит.

Леший: YYZ пишет: Хотя в Франции AFAIK аббат (получив его по наследству) мог становится чиновником, а то и военным. Во Франции аббат не был лицом духовного звания. Практически все аббаты считались мирянами.

Динлин: Леший пишет: Во Франции аббат не был лицом духовного звания. Практически все аббаты считались мирянами. А что ж Арамис так в аббаты рвался ?

Curioz: Коллеги, вы что?! «Генерал-адъютантский аксельбант "для ношения на рясе", пожалованный в самых последних годах прошлого [XVIII - С.] столетия архиепископу псковскому и члену Святейшего Синода Иринею, довольно знаменательно - смеем думать - прообразует взаимное отношение Церкви и Государства в России... Такое светское и в некотором роде даже военное отличие. осенившее рясу архиепископа, не должно казаться нам странным: напротив, оно совершенно в порядке вещей и свидетельствует только об успешном логическом развитии того начала, которое положено Петром Великим в основу отношений Государства и Церкви... Известно, что русская Церковь управляется административным советом, именуемым духовной коллегией или Святейшим Синодом, члены коего назначаются императором и подчинены гражданскому или военному чиновнику (обер-прокурору Святейшего Синода), которому принадлежит инициатива в церковном управлении. Эпархии номинально управляются епископами, назначаемыми главой Государства по представлению Синода, то есть обер-прокурора, который перемещает их затем по своему усмотрению. В "Табели о рангах" указано место и для церковной иерархии, к духовному достоинству применено общее государственное мерило, и различие даров Св. Духа принято было за основание для государственной расценки. Высшая епископская благодать признана соответствующею генеральскому достоинству и образовала так называемый духовный генералитет: митрополиты приравнены к полным генералам, архиепископы к генерал-лейтенантам, епископы к генерал-майорам. Низшая степень благодати, принадлежащая иереям, оценена, разумеется, ниже - от полковничьего до майорского чина». Это Владимир Соловьёв, «Россия и Вселенская Церковь», кн. 1, гл. 7, http://www.vehi.net/soloviev/vselcerk/17.html Упоминание о включении духовной иерархии в табель о рангах встречается в ряде исторических романов.

Curioz: Вот ещё: http://www.otechestvo.org.ua/main/...04.htm «К третьему и выше классу в Табели о рангах Российской Империи относились: …7.Из духовных чинов. - протопресвитер - Епископ. - Архиепископ. - Митрополит». Cмельдинг пишет: вот с западу херрр Питер это и потырит Кстати говоря, на Западе такое совмещение тоже было - ЕМНИП во Франции его ввёл Наполеон. Это опять-таки есть в исторических романах - в первой книге «Отверженных» Дюма, к примеру, упомянуто, что, согласно императорскому декрету о чинах и званиях, «епископ стоит непосредственно после бригадного генерала». Так что, увы, никакой развилки :)

Cмельдинг: упал под стол. Не знал!!!

Dorei: Curioz пишет: «Отверженных» Дюма А у Дюма есть такой роман?