Форум

ФБП: Арктический раздел.

Bastion: [quote]Министр иностранных дел Дании Стиг Меллер предложил всем арктическим державам провести переговоры, чтобы договориться о размежевании на ничейных пока арктических территориях, а также урегулировать существующие территориальные споры, пишет газета "Новые известия". Местом проведения переговоров датская сторона избрала северо-западный уголок принадлежащей ей Гренландии. "Представителям заинтересованных стран необходимо собраться вместе и договориться о разрешении споров цивилизованным способом, под эгидой ООН и в рамках международного законодательства", - заявил Меллер. Борьба идет, отмечают НИ, даже за сам Северный полюс, который пока никому не принадлежит, но на который претендуют и Россия, и Дания, и США, и Канада. Право на обладание зоной Северного полюса получит та страна, которая докажет, что Северный полюс относится к ее континентальному шельфу. Россия, например, должна представить свою заявку в ООН до конца 2009 года. Глава датского внешнеполитического ведомства напомнил об основных противоречиях, существующих между арктическими державами. Это и датско-канадский территориальный спор вокруг острова Ханс, и российская арктическая экспедиция, вызвавшая недовольство в Оттаве. Речь идет также об удобных маршрутах для судов, следующих через Арктику, а также о добыче богатых запасов нефти и газа, залегающих под арктическим дном. Территориальный спор между Данией и Канадой вокруг острова Ханс, который лежит в Северо-Западном проходе, разделяющем Гренландию и канадский остров Эльсмер, идет десятилетиями. Маленький, скалистый и необитаемый остров Ханс сам по себе особой ценности не представляет, но страна, которая докажет свои притязания на Ханс, получит контроль и над проливом, который позволит значительно срезать путь транспортным судам, следующим через Арктику, а государство, контролирующее его, сможет зарабатывать миллиарды долларов, утверждает издание. Тем более что пролив в ходе глобального потепления постепенно лишается своего ледяного покрова. Пока что конфликт вокруг острова Ханс зашел в тупик. Датские и канадские экспедиции периодически высаживаются на Хансе, выставляя там свои национальные флаги, не забыв перед этим снять флаг соперника. В противостоянии участвовал даже канадский министр обороны, который, высадившись на острове, вызвал этим протест со стороны официального Копенгагена. Обе страны утверждают, что Ханс относится к их континентальным шельфам. В свою очередь, Канада недовольна российской арктической экспедицией, в ходе которой группа ученых под руководством Артура Чилингарова установила на дне Северного Ледовитого океана на Северном полюсе российский флаг. После этой экспедиции Канада в очередной раз заявила об укреплении своих северных границ. В рамках стратегии "северного суверенитета" Оттава намерена, в частности, построить серию патрульных кораблей и открыть на берегу Северо-Западного прохода военную базу с глубоководным морским портом. Комментируя эти события, датский министр иностранных дел заявил: "Недопустимо, чтобы одни страны утверждали свои притязания на Севере, помещая на дне флаги, а другие посылали своих министров обороны с "инспекцией" спорных районов". Что касается добычи полезных ископаемых, то Всемирный фонд охраны дикой природы призвал арктические державы подписать договор о запрете промышленного использования Арктики. Дания не считает это предложения реалистичным, но поддерживает временный мораторий на эксплуатацию полярных природных ресурсов, чтобы сократить ущерб для природы. В условиях, когда за контроль над Арктикой соперничает несколько государств, между ними могут создаваться коалиции, пишет РБК daily. Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок считает, что, во-первых, коалиция возможна между Россией и Данией. Если будет признано, что хребет Ломоносова является продолжением не только континентального шельфа Сибири, но и Гренландии – не исключено, что страны договорятся на выгодных условиях. Во-вторых, США стараются сблизиться с Норвегией и готовятся совместно разрабатывать арктические природные ресурсы. Но США не могут активно участвовать в процессе, пока не подпишут Конвенцию ООН по морскому праву. Заместитель директора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов полагает, что возможен союз Дании, Канады и США против России. Такая коалиция значительно облегчила бы доступ западных компаний к новым ресурсам. По мнению Суслова, "для них интернационализация выгоднее, чем разделение по секторам, поскольку в последнем случае России достанется наиболее крупный сектор. В этом случае "Газпром" и "Роснефть" займут лидирующие позиции". http://txt.newsru.com/world/19sep2007/denmarktika.html [/quote]

Ответов - 6 [только новые]

Сталкер: А как насчет того, штоб политику в Курилку не совать?

Bastion: Собственно интересны варианты с круглогодичной навигацией по северным путям. Кстати, какой выгодней, для плеча Зап. Европа-Япония?

Bastion: Сталкер пишет: А как насчет того, штоб политику в Курилку не совать? Это вопрос не о текущей политие!

krolik: Bastion пишет: Кстати, какой выгодней, для плеча Зап. Европа-Япония? а льды скоро растают? я тут в новостях видел, што вечная мерзлота таять начала

Динлин: Bastion пишет: Собственно интересны варианты с круглогодичной навигацией по северным путям. Кстати, какой выгодней, для плеча Зап. Европа-Япония? Круглогодичной она при нынешнем климате вряд ли станет, а если и станет - на ледокольной проводке судовладельцы разоряться. krolik пишет: а льды скоро растают Не факт. Может и растают, но скорее это пиар европейских компаний, производящих "экологически чистую" лабуду.

d'Tols: Динлин пишет: судовладельцы разоряться Летняя навигация вполне возможна по разумным затратам, НО всё там успешно развалено. Нужно вложить относительно немного денюжек в создание соответствующего флота, обеспечения. Но самое сложное как всегда организация, привлечение сюда грузопотоков, отработка линии. У нас энергичных личностей в этой области нет, заниматься некому, а буржуины свой, хорошо отлаженный бизнес не "сдадут". Советские суда с ледовыми корпусами давно распроданы, сейчас только танкеры такие потихоньку стали новые строить. С ростом цен на нефть проект будет становится всё более интересен.