Форум

Сколько было православных?

ВЛАДИМИР: Одним из наиболее дискуссионных (и я бы даже сказал альтисторическим вопросом) советского прошлого является проблема численности наличного состава верующих в СССР. В последние десятилетия многие мемуары и полемические статьи (особенно эмигрантские!) рисуют картину едва ли не всеобщей подпольной религиозности в советский период, что, кстати, вполне коррелируется с настоящим взрывом религиозности в период перестройки (особенно после празднования 1000-летия крещения Руси в 1988). Советские источники послевоенного периода вообще замалчивают эту тему, изображая очень немногочисленных верующих психически неполноценными либо престарелыми людьми, чье невежество объясняется тем, что они формировались как личности в дореволюционные времена или в условиях слабости просветительской работы советской школы (в деревне, напр.) Не смотря на условность самого понятия «верующий» (религиозные активисты; люди, принимающие участие в религиозной жизни; люди, лишь формально, по традиции исполняющие религиозные обряды, которые служат этническим либо историческим идентификатором: особенно в общинах в инородной среде) все равно остается некоторое сомнение – кому верить? Само по себе массовое приобщение населения к религии в конце 80-х еще ни о чем не говорит: ментальные условия эпохи были таковы, что политические и мировоззренческие установки людей менялись молниеносно и масштабно (для сравнения достаточно вспомнить «культы» целителей: Кашпировского, Чумака и др.) С другой стороны, СССР был в религиозном отношении достаточно сложной страной, и степень религиозности в различных концах огромной страны неизбежно различалась. Специфика религиозного мышления, которое неизбежно страдает абберацией – т.е. часто неумышленным преувеличением масштабов собственного значения и деятельности, также не позволяет использовать напрямую мемуарные и прочие материалы церковного подполья (да, и не забудем, что степень религиозности и степень вовлеченности верующих в религиозные организации – церковности также существенно отличались). Если оставить пока в стороне советских католиков и советским мусульман и ограничиться советскими православными, как оценить хотя бы приблизительную их численность в советский период. Согласно материалам переписи 1937 года (когда в числе переписных вопросов был вопрос о вероисповедании; целью исследования было определение темпов отхода населения от религии в результате официальной политики) верующими себя определило до 50% сельского населения и 30% городского. Таким образом можно говорить, что в 1940 году из 194 миллионного населения предвоенного СССР (с учетом продолжения отхода населения от религии в границах 1938 года и присоединения новых территорий, где процент верующих был более велик) 84 миллиона человек (43%) могли относиться к категории верующих. Сколько из них православных? Очевидно, что в границах «старого» СССР степень религиозности среди народов, традиционного исповедующих православие, была выше, чем среди евреев, традиционно исповедующих иудаизм, и ниже, чем среди католических народов и армян-грегориан. Что касается мусульманских народов, то с известной долей условности степень их религиозности можно считать близкой к степени религиозности православных народов. Таким образом, если к 1940 году общая численность народов, традиционно исповедующих православие (русских, украинцев – за вычетом униатов-западенцев, белорусов, грузин и др.) равнялась 142,5 млн. человек. Если считать (очень приблизительно) процент православных верующих равным 43, то тогда получаем численность православных в предвоенном СССР 61 миллион человек. А спустя 30 лет? В первом издании монографии С.И.Брука Население мира. М.,1981 приводятся данные по численности религиозных групп по странам мира и в целом по миру на начало 70-х гг. Численность приверженцев восточных церквей (православных, монофизитов и несториан) оценена цифрой 80 миллионов человек в целом по миру. Как их делить и распределять по странам мира (с учетом того, что в СССР находилась значительная часть и православных, и монофизитов)? Начать можно с регионов Азии, Африки и Америки, где учет верующих был хоть как-то поставлен (в отличие от СССР и социалистических стран Европы). По данным Г.А.Шпажникова в Африке в 1976 году насчитывалось 22 миллиона приверженцев восточных церквей (стало быть в 1970 их было 20 млн.) В Америке (всех восточных церквей): в США – 4 млн., в Латинской Америке и Канаде – 1 млн. В Австралии – 200 тысяч. В Азии – 3 млн. Итого, за пределами Европы и Азиатской части СССР – 28 млн. человек – приверженцев православия, монофизитства и несторианства. Стало быть, в Европе и Азиатской части СССР православные и монофизиты (армяне) насчитывали в 1970 году 52 млн. Из них: В Западной Европе – 1 млн. В Греции – 9 млн. (православие исповедовала подавляющая часть греческого и славянского населения). За их исключением, в социалистических странах Европы (включая СССР) в 1970 проживало 42 миллиона православных и монофизитов. Разумеется, степень религиозности в социалистических странах, где традиционно исповедовалось православие (Албании, Болгарии, Румынии, СССР и Югославии) была неодинаковой. Наименьший процент православных (и вообще, верующих) в Албании. Наибольший – в Югославии (в последней, вероятно до 50% сербов, черногорцев и македонцев – 5 млн.) В Болгарии и Румынии процент православных верующих был значительно ниже, чем в Югославии, - всего до 8 млн. (треть населения). На долю же Советского Союза приходятся оставшиеся 29 млн. православных и монофизитов (к православным следует также причислить старообрядцев; в 90-х гг. численность старообрядцев оценивалась в 3 млн. человек; учитывая специфический образ жизни старообрядческих общин и многовековой опыт подпольного вероисповедания, их численность в 1970 вряд ли была меньшей). Численность армян (традиционно исповедующих монофизитство) в 1970 году – 3,5 млн., а численность народов традиционно исповедующих православие (опять за вычетом украинцев-западенцев) – 180 млн. Православные и грегориане составляют 15% общей численности восточнохристианских народов. Среди армян религиозность (в форме соблюдения культурно-исторических традиций) могла достигать 50% (то же самое относится и к грузинам). Получаем 1,7 млн. грегориан и 27,3 млн. православных и русских старообрядцев, из которых 1,6 млн. относились к Грузинской Православной Церкви, а остальные 22,7 млн. (за вычетом 3 млн. старообрядцев) – члены Русской Православной Церкви. Таким образом, из 177 млн. русских, украинцев, белорусов, молдаван и др. православными верующими можно было считать в 1970 лишь 13%. А это вполне соответствует первоначальной гипотезе о незначительном удельном весе православных в советском обществе. Действительно, вспомним свои детские годы – часто ли мы сталкивались с религиозностью в 70-х гг. прошлого века? И в каких средах? Более-менее традиционное православие было распространено: во-первых, среди людей пожилого возраста (преимущественно женщин), во-вторых, среди части (довольно небольшой) советских интеллектуалов (тех, кто ездили по русскому северу в поисках икон и фольклора, реставрировали церкви и т.д.) Изучавшие в полуподполье иврит смеялись над этим обскурантизмом, но сами, в сущности, занимались тем же самым. Впрочем, очевидно, что религия в послевоенном СССР (будь то православие, иудаизм или католицизм) интересовала лишь небольшую часть интеллектуалов, причем часто не ради себя самой, а как фактор национальной самоидентификации. Было, правда, еще одно явление, в известной степени даже официальное. Я имею в виду Золотое Кольцо – комплекс подмосковных старорусских городов. Отреставрированные в 60-70-х гг. памятники старины этих мест вписывались в большую подмосковную туристическую зону. Сама атмосфера Золотого Кольца способствовала сохранению и развитию восприятия православной эстетики: (вспоминается характерный эпизод из фильма еще советских времен «Семь невест ефрейтора Зуева»). Кстати, а магический город Кира Булычева – Великий Гусляр, ЕМНИП, ведь тоже был расположен в пределах Золотого Кольца? Но интересы советских детей все-таки лежали в области космических трасс, а в Подмосковье для них выделялся лишь закрытый наукоград, где случились приключения Сереги Сыроежкина и его двойника – Электроника. Источники: Брук С.И. Население мира. М.,1981. Козлов В.И. Национальности СССР. М.,1975. Народонаселение. Энциклопедический Словарь. М.,1994. Шпажников Г.А. Религии стран Африки. М.,1981.

Ответов - 19 [только новые]

марик: ВЛАДИМИР пишет: Очевидно, что в границах «старого» СССР степень религиозности среди народов, традиционного исповедующих православие, была выше, чем среди евреев, традиционно исповедующих иудаизм, и ниже, чем среди католических народов и армян-грегориан. Очевидно кому? Владимиру или Козлову из издания 1971г или Брук издание 1981г? Год издания ни о чем не напоминает? И что такое степень религиозности и как ее вычисляют? Это абстракция ВЛАДИМИР пишет: Действительно, вспомним свои детские годы – часто ли мы сталкивались с религиозностью в 70-х гг. прошлого века? Я сталкивался и именно с православными. Я пытаюсь понять - Вы хотите сказать, что рост религиозности в современной России никак не связан с прошлым? Так это и есть то самое промывание мозгов и приспособленчество. При советской власти всех учили, что бога нет и сделать карьеру не будучи коммунистом (читай атеистом) было достаточно проблематично. Сейчас наоборот.

ВЛАДИМИР: марик пишет: Очевидно кому Тогда как бы Вы оценили степень религиозности в 1980 году относительно друг друга: а) армян, б) русских, в) евреев, г)литовцев?

Роберт: марик пишет: При советской власти всех учили, что бога нет и сделать карьеру не будучи коммунистом (читай атеистом) было достаточно проблематично. Сейчас наоборот. Если вы полагаете, что в современной России проблематично сделать карьеру, будучи атеистом, вы ошибаетесь.

марик: Роберт пишет: Если вы полагаете, что в современной России проблематично сделать карьеру, будучи атеистом, вы ошибаетесь. Но уже хороший тон на религиозные праздники начальству посещать храмы. Через 70 лет сравним Не все сразу. ВЛАДИМИР пишет: Тогда как бы Вы оценили степень религиозности в 1980 году относительно друг друга: а) армян, б) русских, в) евреев, г)литовцев? Я не могу сравнивать вообще Я могу говорить только о лично знакомых людях. Еще раз спрашиваю каковы критерии религиозности. Посещение храмов (церкви, синагоги, костелы), частота с которой исповедуется человек, женитьба по обряду, не в ЗАГСе, чтение молитв? Может что то другое. Как сравнивать?

Каммерер: Не помню, где, но видел статистику по которой и в настоящее время в России религиозных меньше половины населения. Это похоже на правду. Попобуйте сами попросить своих "православных" знакомых прочесть "Отче наш" и поинтересуйтесь, когда те последний раз были в церкви.

Telserg: По данным фонда "Общественное мнение" за 2002 год, "храм посещают раз в месяц и чаще" 6%, "несколько раз в год, но реже чем один раз в месяц" -- еще 15%, "один-два раза в год" -- еще 19% россиян (см. http:/bd.fom.ru/report/cat/man/religion/tb023309). Согласно тому же опросу ФОМ, 20% россиян на вопрос о том, как они молятся, выбрали ответы "читаю утреннее и вечернее правило", либо "молюсь церковными молитвами", либо "молюсь иногда своими, а иногда церковными молитвами".

Читатель: марик пишет: каковы критерии религиозности. Посещение храмов (церкви, синагоги, костелы), частота с которой исповедуется человек, женитьба по обряду, не в ЗАГСе, чтение молитв? Может что то другое. Как сравнивать? крещение для православных, обрезание для иудеев и мусульман

Han Solo: Читатель пишет: крещение для православных, обрезание для иудеев и мусульман Хм. Ну тогда моя мама и родственники по ее линии вообще фундаменталисты. Они даже во времена СССР пару раз в год в церковь ходили

Каммерер: А еслми человек крещен по принуждению или будучи в недееспособном состоянии (младенец), но при этом не считает себя христианином или скептически относится к христанству? Тогда как быть.?

Читатель: Каммерер пишет: Тогда как быть.? на костер ренегатов!

krolik: Каммерер пишет: Тогда как быть.? мусульманин - у них типа каждый муслик и токо потом обращаецца в чето

Каммерер: Читатель Я не знал что среди христиан встречаются читатели

Magnum: Читатель пишет: на костер ренегатов! Коллега, так нельзя. Средневековое варварство какое-то, ведь в XXI веке живем. Электрический стул!

Telserg: Magnum пишет: Электрический стул! Зачем? В шахты, пусть хорошо прочувствуют при жизни куда они попадут после смерти

krolik: гм, я начинаю понимать антихристиан

Magnum: Telserg пишет: В шахты, пусть хорошо прочувствуют при жизни куда они попадут после смерти Инквизитор велик!

Han Solo: Щас мы "кое-кого" в жертву принесем "кому надо"

ВЛАДИМИР: марик пишет: Еще раз спрашиваю каковы критерии религиозности Я же упомянул о, по меньшей мере, четырех ступенях: религиозный активизм (например, "от двери к двери" в иеговистов) обычная религиозная жизнь среднестатистического верующего (в т.ч. воспитание детей в этом духе) формальное и редкое исполнение обрядов восприятие религии как национального идентификатора (евреи, армяне, поляки за пределами Польши и т.д.) - это довольно специфический образ религиозности, но в СССР он играл, кстати, большую роль. Я еще раз ставлю армян и грузин на верхние строчки рейтинга религиозности (при том, что у подавляющего большинства это было в 4-м смысле), потом идут жители Запада СССР, потом мусульмане Ср. Азии и православные Центра, а ниже всего уровень религиозности был в послевоенном СССР у евреев (помнится, специалист в этом вопросе - ортодоксальный раввин - так жаловался мне на религиозное оскудение - кстати в середине 90-х дело было, и что среди евреев верующих всего 3%, что я даже посочувствовал ).

ВЛАДИМИР: Нашел точные данные по численности верующих в СССР (согласно переписи 1937) Поэтому исправленный абзац должен выглядеть так: Согласно материалам переписи 1937 года (когда в числе переписных вопросов был вопрос о вероисповедании; целью исследования было определение темпов отхода населения от религии в результате официальной политики) верующими себя определило до 65% сельского населения и 50% городского. В среде народностей, традиционно исповедующих ислам, верующих насчитывалось 66,2%, среди традиционно христианских – 54,5%, а верующих среди евреев насчитывалось всего 17,4%. Общая численность первых в 1939 году – 21,8 млн., вторых – 144,3 млн., а евреев – 3 млн. Стало быть, около 1939 года в СССР насчитывалось 78 миллионов христиан, 14 миллионов мусульман и 0,5 млн. иудаистов. Это в границах «старого» СССР. Общая численность народов, традиционно исповедующих православие (русских, украинцев – за вычетом униатов-западенцев, белорусов, грузин и др.) равнялась 139,7 млн. человек. Уровень их религиозности был несколько меньшим, чем в целом среди христиан (т.е. уровень религиозности армян, прибалтов и поляков был выше). Стало быть, православных в СССР в 1939 году (в старых границах) было не более 75 млн. Из этого числа вычитаем старообрядцев (видимо, не менее 5 миллионов человек; в 1917 году общая численность старообрядцев в Российской империи оценивалась в 25 миллионов, однако, это могло быть преувеличение). Итого, православных в СССР 70 миллионов человек (41% населения). Присоединение западных земель к СССР в 1939-1940 гг. увеличило численность верующих, поскольку уровень религиозности в этих районах был гораздо выше советского и составлял не менее 90 %. Число христиан пополнилось не менее 16 миллионами человек и составило в 1940 году 94 млн. (48 % населения СССР). Вычитая из численности западных христиан католиков и униатов, получаем не менее 4 миллионов православных на Западе СССР. Итого православных в СССР 1940 года – 74 миллиона (38 %населения).