Форум

"Слуга государев"

Сталкер: Вот вчера посмотрел вышеуказанный фильм. В целом, впечатление весьма благоприятное. Авторы старались соблюсти историческую достоверность. В целом, у них получилось. Но, все таки, фильм следует воспринимать как сугубо художественный и не слишком критиковать за ляпы, которые может найти специалист по эпохе. Многоязычие в фильме (русский, французский, немецкий, шведский, польский) имеет положительный эффект и создает действительно "встречу миров", многокультурных и многоязычных. Много натурализма, очень неплохо поставлена сцена полтавской баталии. На переднем плане, по крайней мере работают каскадеры, а не статисты, боящиеся друг друга поранить - нет, люди на переднем плане дерутся. Мушкеты тоже достоверны, как и стрельба из них. Авторы попытались использовать многообразие типов войск. Есть мушкетеры, есть гренадеры, есть пикейщики. Правда, здесь, на мой взгляд, допущена некая неточность. Огневые подразделения на всех этапах битвы преобладают над пикейщиками, которыхвсе таки было в обеих армиях значительное количество - здесь их до смешного мало. Но то, что о них вообще вспомнили - уже положительный факт. Что вызвало сомнения: 1) Чисто русская деревня (хутор) где-то в районе Полтавы, куда на постой приезжают главные герои. То есть, вполне возможно, старообрядцы - были такие, но слишком нетипично для окружающего ландшафта. Тем более, если это старообрядцы, то они слишком хорошо относятся к служилому человеку, который подженился на одной из местных, да еще вне брака поимел с нею двоих детишек. Да и мужчины все из хутора в "царёвом войске". Странные старообрядцы, а ведь кроме них в ту пору других русских в Слободской Украине, почитай, не было. 2) Меньшиковская кавалерия при Полтаве идет в атаку со шпагами наголо. Где кавалерийские палаши? 3) В битве применяются то ли ручные мортиры, то ли наствольные (на мушкетах) гранатомтеты - рассмотреть не успел - ничего не могу сказать, кто знает? 4) О пикейщиках уже говорил выше 5) Польская инсургентка пытается выстрелить из пистолета в Петра с расстояния в 30 метров, причем на взведение курка и наведение на цель у нее всего одна секунда. Не то, чтобы такое невозможно (дамочка владеет всеми видами оружия отменно), но тогда она должна быть поистине ФЕНОМЕНАЛЬНЫМ стрелком, чтобы попасть с такой дистанции. 6) Внимание - криптоисторическое! Карл получает свое ранение в ногу не от осколка гранаты, а от выстрела одного из главных героев накануне битвы. Вообще, Карл показан с уважением, настоящий король-воин! Петр тоже в принципе хорош, но иногда его интонации напоминают "пацанский базар". В общем, при любых раскладах рекомендую.

Ответов - 29 [только новые]

georg: Сталкер пишет: В общем, при любых раскладах рекомендую. Посмотрел. Блевал (извините). Ни захватывающей интриги, ни даже единого связного сюжета в фильме нет - одни "сцены". А что касается исторической достоверности - количество ляпов превышает критическую массу. Особенно я валялся над сценой, когда наступающая линия шведов останавливается, чтобы дать залп из мушкетов - и встречная русская линия тоже встает на месте, и ждет когда противник даст залп, и только после этого по команде офицера стреляет сама - как на дуэли двух благородных донов. А самые сливки - это как толпа вооруженных вилами деревенских баб без особых потерь мочит отряд из 10-12 шведских пехотинцев. В общем тенденция нарастает - исторические фильмы российского кинематографа чем дальше, тем страшнее. Сталкер пишет: Карл показан с уважением, настоящий король-воин! Зато смешали с грязью старика Людовика XIV. 70-летний король-солнце показан мужчиной в расцвете, который ревнуя юную фаворитку, отсылает двух ее потенциальных кавалеров соответственно к Петру и Карлу с просьбой поскорее их угробить. Не говоря уже о том, что к этому времени Людовик девицами не интересовался и был добродетельным супругом Франсуазы де Ментенон, и о том, что в 1709, после разгрома при Мальплаке и страшного неурожая старый король занимался делами сутками, а не устраивал балы и карточные игры - не был он способен на подобный поступок. Равно как и оба монарха, которым были отосланы письма.

39: " По аналогии с фильмами "плаща и шпаги" или "мечей и сандалий" "Слуга государев" представляет собой фильм париков и кружевных манжет. С одной стороны, вроде бы понятно, что в XVIII веке, да еще и в Версале, где происходит завязка сюжета, без париков никуда. По парику, можно сказать, встречают: недаром у короля-"солнца" Людовика XIV парик самый большой и толстый, а скажем, у хозяина польской харчевни – седенький и жиденький. Однако когда видишь в русской деревне крестьянских детишек, лежащих на печи или прячущихся на сеновале, тоже в паричках, то понимаешь, что это не дань исторической достоверности и тогдашним модным тенденциям, а личное пристрастие режиссера Олега Ряскова или даже специальный художественный прием. Другие приемы не менее любопытны. Пришедшим на премьеру друзьям и родственникам съемочной группы раздавали свитки из желтого картона с кратким экскурсом в историю, начинавшимся так: "В 1700 году молодой шведский монарх Карл XII пошел войной на Россию". Слово "молодой" не слишком вписывается в концепцию "Слуги государева", согласно которой к 1709 году, когда произошла битва под Полтавой, походная жизнь потрепала 27-летнего Карла уже настолько, что внешне он годится самому себе в отцы. Таким простым, но эффективным способом наглядно демонстрируется не только моральное, но и физическое превосходство нашего государя, еще пребывающего в расцвете сил, над престарелым шведским агрессором. Играющий Петра Андрей Сухов, которому вставили контактные линзы и вздрючили брови загогулинами, имеет некоторое портретное сходство с царем, а заодно напоминает Филиппа Киркорова, которого по-хорошему и нужно было ангажировать хотя бы из кассовых соображений, причем желательно в собственном концертном костюме с перьями. Тогда сцена боя максимально соответствовала бы хрестоматийному отрывку из поэмы "Полтава", где А. С. Пушкин сообщает, что хотя лик Петра ужасен, но в целом он все равно прекрасен и "весь как божия гроза". Пока шведский король пробирается сквозь Полтавщину, а русский царь сколачивает антикарловскую коалицию, аполитичный Людовик XIV поглощен личной жизнью. Пришла беда, откуда не ждали: его фаворитку по не значащейся в анналах фамилии де Монтеррас (мисс Красноярск-98 Ксения Князева) жарит один блудливый шевалье (Дмитрий Миллер) – в эротической сцене, встреченной одобрительными аплодисментами, обильно представлены оплывшие свечи с застывшими каплями воска совершенно порнографического вида. Обманутый Людовик узнает, что шевалье дрался из-за его пассии на дуэли, и решает избавиться от обоих дуэлянтов, послав одного к Карлу XII, а другого – к Петру I с какими-то высосанными из пальца поручениями. Первый гонец (Валерий Маликов) почти до самого конца пропадает из поля зрения, а шевалье по дороге знакомится в трактире с русским сержантом Гришкой. Его играет Александр Бухаров, чья фамилия после заглавной роли в "Волкодаве", может, кому-то и запомнилась, но лицо – маловероятно, уж больно сложным был грим. В "Слуге государевом" Бухаров предстает в более натуральном виде и на фоне заполонивших экран париков смотрится относительно живенько, олицетворяя широкую русскую натуру и гостеприимство. В какой-то момент дружба шевалье с Гришкой у ночного костра крепнет настолько, что опасаешься, как бы все это нечаянно не вырулило к "Горбатой горе", особенно когда русский придумывает французику нежные прозвища и приглашает заехать к нему в деревню на помывку: "Ты не знаешь, дурашка, что такое настоящая баня". Француз испуганно пытается перевести разговор на баб, но в следующем кадре уже лежит на лавке лицом вниз, и голый Григорий охаживает его веничком: "Ну что, понял, что такое русская баня?" Бабы смиренно подглядывают в щель. Вообще чувствуется, что создатели "Слуги государева", намеревавшиеся сделать "мужской фильм", к женщинам относятся как к расходным материалам. Эпизодическая немецкая аристократка (Ольга Арнтгольц) возникает с неизвестной целью на несколько минут, большая часть которых отводится созерцанию ее распростертого на полу кареты тела, пробитого вражеской пулей. Если дворянку пускают в расход все-таки с некоторым уважением, то черные крестьянки и польские заговорщицы так и летят направо и налево, будто мусор. Только один раз авторы фильма сжаливаются и позволяют женщине уцелеть, изображая бесчинства шведских оккупантов, один из которых принимается насиловать белокурую селянку. Холстина рвется на ней с душераздирающим треском, однако в итоге девка все-таки вонзает рогатину в поверженного супостата, торжествующе сверкая одной грудью из-под лохмотьев. Правда, удается ей это только благодаря помощи вовремя подоспевшего "брата мусью", не предполагающего, что через каких-нибудь лет сто настанет черед и его потомков отведать не только баньки и кваску, но и дубины народной войны. " http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=744822

Сталкер: georg пишет: и встречная русская линия тоже встает на месте, и ждет когда противник даст залп, и только после этого по команде офицера стреляет сама - как на дуэли двух благородных донов. Пардон, георг, так и было. Сближались, стреляли по очереди и затем штыковая. Войны 18-го века действительно в этом отношении смахивали на дуэль благородных донов. Здесь с Вами не соглашусь. georg пишет: Зато смешали с грязью старика Людовика XIV. 70-летний король-солнце показан мужчиной в расцвете Да, я это тоже подметил. Луи осталось шесть лет жизни, а он там просто дыкый вепрь.

georg: Сталкер пишет: Сближались, стреляли по очереди и затем штыковая Коллега, в каком строевом уставе начала XVIII века вы это вычитали? Если шесть мушкетерских шеренг нидерфалами выпалят в сторой противника - отвечать может оказаться некому В воспоминаниях, которые приходилось читать - огонь открывался по команде не взирая на действия противника. Открывался и велся некоторое время непрерывно. Приведем выдержки из устава, которым руководствовались петровские офицеры новоприборных полков ( из «Краткого обыкновенного учения с крепчайшим и лучшим растолкованием (в строении пеших полков), как при том поступати и во осмотрении надлежит господам капитанам, прочим начальным и урядником // Воинские уставы Петра Великого. М. 1946. С. 51-52 ): «СКОРОЙ ЗАРЯД 1 Заряжай ружье 2 Прикладывайся А когда молвят прикладывайся, тогда прежде взвести курки и потом прикладыватца 3 Стреляй 1 ПЛУТОНГАМИ Здвой шеренги, и здвоя разделить на осмь плутонгов (или частей) и велеть первой шеренге припасть на коленки, а двум задним приступить к ней, так чтоб средней чрез первую, а задней между средних возможно было стрелять, чтобы друг друга не повредить, а стрелять плутон за плутоном, а которые выстрелят первые шеренги, не вставая заряжать, а задним двум отступая мало заряжать и зарядя паки к стрельбе приступать А при учении 1 С половины рядов налево шеренги здвой 2 Первая шеренга пади на коленки 3 Задния шеренги приступай в близость Первый плутон пали; Второй пали; и прочий 1 Вставай все вдруг 2 Отмыкай ряды и шеренги 3 Которые входили направо выступай и становись попрежнему 2 НИДЕРФАЛЕН ИЛИ ПАДАНИЕМ Поставить во осмь шеренок или в шесть, и когда стрелять, приказать передним всем шеренгам пасти, а задней прикладываться и стрелять, а выстреля пасть, а другой, которая перед заднею была встать, прикладыватися и стрелять. Также и прочим шеренгам делать, а набивать лежа А при учении 1 Передние пять шеренг пади 2 Задняя прикладывайся 3 Пали; вторая пали; и прочии; и вставай все вдруг. 3 ЗАЛП, ИЛИ ПОСЛЕДНЯЯ СТРЕЛЬБА ВСЕМ В 3 ШЕРЕНГИ А при учении 1 Заряжай ружье все вдруг 2 С половины рядов налево шеренги здвой 3 Передняя шеренга на коленки 1 Взводи курки 2 Прикладывайся 3 Стреляй и вставай 1 Отмыкай ряды и шеренги…» А в фильме что?

Сталкер: georg пишет: А в фильме что? Попытка варинта 2 с припаданием первой шеренги на коленку. Единственное что - да упустили то, что, выстрелив, первая шеренга сразу же должна была начать лихорадочно чистить стволы и набивать новый заряд. Этого не было. georg пишет: Если три мушкетерские шеренги нидерфалами выпалят в сторой противника - отвечать может оказаться некому Вы на сто процентов уверены в этом? Я вот - нет. Поскольку точность стрельбы из фузеи-мушкета того времени настолько оставляла желать лучшего, что для достижения стрелкового эффекта стрельба исполнялась залпом в плотно сомнутом строю или по описанным Вами схемам, потому и сходились на дистанцию 20 м плотными шеренгами, да еще эти самые шеренги - первые заполнялись после залпа противника из задних шеренг по команде офицера "Сомкнуть строй!". И валились под пулями снопами. В фильме - да - тут допущены неточности, и мне бросилось это в глаза, но еще раз повторяю - если хотите смотреть исторические фильмы и не плваться, советую смотреть историческую хронику, причем без коментариев. Если Вы идете на ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм, загрубите - причем сильно - пожалуйста у себя в мозгу детекор историчности, иначе Вы не сможете с нормальным чувством посмотреть НИ ОДНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА.

georg: При попытке варианта 2 с припаданием шеренги на коленку никто не стал бы ждать (стоя на месте и нихрена не делая, как это показано в фильме) - залпа противника. Такой вариант был бы возможен только при полном клиническом идиотизме командира (или сценариста). Шведы тоже абсолютно неправдоподобы - сделав залп, стоят и ждут на месте залпа противника (идиотизм в квадрате, и если режиссеру протительна "недостоверность" - идиотизм все же не простителен). Шведы никогда так не поступали, ибо в отличии от режиссера дружили с головой. В РИ кстати шведы вообще не занимались пальбой на месте в линиях - Карл и его генералы делали ставку на удар, на пальбу в упор, на рукопашный бой, предполагая, что их национальная по составу пехота, вдохновляемая религиозной идеей, сможет в атаке выдержать огонь неприятеля и, психологически более готовая к жертвам, сблизиться на расстояние выстрела в упор, выпада шпагой, пикой или мушкетом с примкнутым штыком.

Леший: Сталкер пишет: если это старообрядцы, то они слишком хорошо относятся к служилому человеку Не надо путать старообрядцев и раскольников (хотя их часто смешивают). Большинство старообрядцев относились к государству нормально. И сами служили (как например терские казаки, которые еще к началу 19 века были в большинстве своем старообрядцами, но "службу государеву" несли без вопросов). Да и яицкие (уральские) казаки тоже, ЕМНИП, чуть ли не поголовно староверами были.

Сталкер: Леший пишет: Не надо путать старообрядцев и раскольников (хотя их часто смешивают). Принято. Я только удивился нетипичности. Нашли на Полтавщине одну из немногих русских старообрядческих деревень вместо того, чтобы показать типичную для тех мест деревню - украинскую слободу.

Сталкер: georg пишет: Такой вариант был бы возможен только при полном клиническом идиотизме командира (или сценариста). Я уже это отметил. Существовали варианты. Показанный в фильме имеет, на мой взгляд, одну недостоверность - после произведения залпа, вместо того, чтобы начать подготовку к следующему выстрелу, мушкетеры просто тупо стоят - здесь даже не спорю. Да, это глупость.

Magnum: Сталкер пишет: В битве применяются то ли ручные мортиры, то ли наствольные (на мушкетах) гранатомтеты - рассмотреть не успел - ничего не могу сказать, кто знает? Кина не видел, но нечто подобное в природе существовало. Если не найду в инете, отсканирую вам картинку.

Сталкер: Там они упирались в землю и стреляли по навесной траектории.

Кэрт: Они не из этого стреляли?

Magnum: Вот, именно это я и имел в виду.

Кэрт:

Сталкер: Кэрт пишет: Они не из этого стреляли? Похоже.

Вольга С.лавич: Сталкер пишет: Петр тоже в принципе хорош, но иногда его интонации напоминают "пацанский базар". Командного голоса у него нет. То, как он кричал, его максимум батальон услышит. Ещё прикольнуло, как эти два кента в Чапаева играют. Интересно, где они такой ажурный каменный мост на Полтавищине нашли?

Сталкер: Вольга С.лавич пишет: Интересно, где они такой ажурный каменный мост на Полтавищине нашли? Я тоже об этом задумался. Такие мосты там появятся лет через 50 - и то вблизи маетков местных зацных и моцных панов и российских аристократов. Вот на Киевщине - да, такие мосты уже давно существуют, но ведь показывается типа Левобережье... Так что здесь также анахронизм.

Вольга С.лавич: Ещё, я не понял, что это за кавалеристы с белых мундирах. И почему нет русских драгун в сине-красных мундирах.

Сталкер: Под Полтавой у Меньшикова было что-то в районе 15 драгунских полков. Кстати, странно, но в связи с Полтавой я нигде не встречал упоминания о кирасирских полках и легкой - уланской или гусарской квалерии. Одна пехота на конях - драгуны-фузилеры и драгуны-гренадеры. В общем, обмундирование у каждого полка было индивидуальное - вполне возможно, что среди них были и беломундирники. Вот нашел списочек кавполков при Петре: http://www.genstab.ru/ruscavalry.htm

Вольга С.лавич: Сталкер пишет: Кстати, странно, но в связи с Полтавой я нигде не встречал упоминания о кирасирских полках и легкой - уланской или гусарской квалерии. Насколько я помню, таковых тогда в русской армии не было. Не знаю, как расценивать появление в фильме "Штандарта". С одной стороны реплика петровского фрегата, но с другой - как можно покинуть Францию на корабле, если её блокируют англо-голландские флота?

Сталкер: Вольга С.лавич пишет: как можно покинуть Францию на корабле, если её блокируют англо-голландские флота? А-а, война за испанкое наследство. Кстати, да. Она как раз в разгаре.

Скальд: Сталкер пишет: не от осколка гранаты, а от выстрела а вроде так и было....казаки его подстрелили, когда Каролус в разведку ходил

Ага-Хан: Кстати, данный фильм снимался в окрестностях моей дачи! Поэтому полтавская баталия там происходила на поле в Истринском районе Московской области! Был также свидетелем съемок и даже упер для дочки мячик, который выполнял роль ядра! Сделал пару фоток на флешах!

Вольга С.лавич: Похоже сценаристу за фильм нужно ставить 3-, а вот историческому констультанту 4+.

sas: Посмотрел кино. Вполне, если рассматривать его, как что-то типа Трех мушкетеров или первых Гардемаринов. Плюс тут из трех китов присутствует 2 :) georg пишет: А самые сливки - это как толпа вооруженных вилами деревенских баб без особых потерь мочит отряд из 10-12 шведских пехотинцев. 1. Потерьтам было вполне достаточно. 2.Солдат уже было совсем не 10 ;) P.S.Коллеги,то ли никто не заметил,то ли так было на самом деле...В "чапаевской" сцене шведы прежде чем нажать на курок отворачиваются. Это как-суровая правда жизни?

Вандал: Вольга С.лавич пишет: И почему нет русских драгун в сине-красных мундирах. Сине-красными они, если не ошибаюсь, уже после Петра стали. При Полтаве каждый полк наряжался кто во что горазд. Так что могли быть и белые. Это раз. В более поздние времена камзолы у драгун были белые - снял кафтан, вот Вам и белый мундир (а русская пехота при Цорндорфе была в красном). Это два. Ну и у ландмилиции кафтаны были белыми, хоть это опять же более поздние времена. Это три.

Вандал: sas пишет: В "чапаевской" сцене шведы прежде чем нажать на курок отворачиваются. Это как-суровая правда жизни? Вы знаете, сколько времени уходило на тренировку умения не отворачиваться? Там же пламя прямо перед рожей полыхало. Что Вы хотите от статистов?

Сталкер: sas пишет: В "чапаевской" сцене шведы прежде чем нажать на курок отворачиваются. Это как-суровая правда жизни? Этому я как-раз то верю: Вскинул ружжо, навел худо-бедно на цель, и рожу отворотил, чтобы, когда полка полыхнет, усы не отпалило. ;-)

sas: Вандал пишет: Вы знаете, сколько времени уходило на тренировку умения не отворачиваться? Там же пламя прямо перед рожей полыхало. Что Вы хотите от статистов? Да нет, я как раз по незнанию своему и спрашивал,как в действительности было-вдруг при залповом огне отворачивались? Вы мне ответили.Спасибо.