Pasha Гарри Тертлдав «Уход»(Арабо-Византийская империя) И еще одна альтернативка из разряда «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Хотя это уже не античность, а чуть попозже...
http://www.hokkej.com/beavis/uhod.htm
Как всегда, заранее спасибо за всевозможные поправки.
Alternator :: Хорошо, но ставлю четыре с плюсом. Так и хочется воскликнуть «не верю!» Я себе Мухаммеда совсем другим представлял. Опять же, не смотрится он в роли простого монаха. Епископ или византийский полководец еще куда ни шло...
Я бы название как-то иначе перевел (но это МХО). «Отправление»? Нет, это уже слишком «паровозное» слово.
Не уверен в уместности звания «наместник». Тут что-то другое должно быть, но я с ходу не соображу. «Что в оригинале?»(с) И как в оригинале «обзывается» настоятель?
невзирая как на правило каппадокийского священника - судя по предыдущему абзацу, должно быть «каппадокийского святого».
Демонолог :: Отлично, наконец-то моя любимая эпоха!
Ир-Рухайя - как в оригинале? Предполагаю, что имеется в виду Эдесса (совр. Урфа). Арабское название Ар-Руха (или Эр-Руха) тогда не могло использоваться, местные жители называли ее по-сирийски - УРХАЙ.
каппадокийский Отец, не священник
близ Дараса - близ Дары
номиСма
мильрейс испанское слово, в Византии - милиарисий
наместник - да, слово неподходящее
«Уход» - по-моему нормально.
Из претензий к автору - согласен с Альтернатором, по характеру мало похоже на Мухаммеда. Это был прирожденный политик. До епископа точно поднялся бы, а то и до патриарха Мекканского :) Кстати, не совсем понятно, куда делись монофизиты (монахи «Ир-Рухайи», как я понял, православные).
Граф :: Демонолог пишет:
цитата
Кстати, не совсем понятно, куда делись монофизиты (монахи «Ир-Рухайи», как я понял, православные).
А откуда это видно? Монофизиты относились к несторианам не лучше, чем православные, более того, они нередко обвиняли православных в впадении в несторианство (замечу в скобках, совершенно необоснованно). Кроме того, в Эдессе существовали и православные монастыри.
Граф :: Демонолог пишет:
цитата
Из претензий к автору - согласен с Альтернатором, по характеру мало похоже на Мухаммеда. Это был прирожденный политик.
А вот я не согласен. По-моему, Мухаммед был прежде всего гениальным поэтом. Все зависит от источника вдохновения... Вот Пушкин - написал и «Гаврилиаду», и «Отцы пустынники и жены непорочны...»
Ну, а епископом или даже патриархом он еще вполне может стать - какие наши годы
Alternator :: Персидское вторжение - это 603 год. Действительно, даже реальный Мухаммед еще не стал повелителем правоверных. Все у него впереди. И все равно не смотрится.
Граф :: Да, Паша, как всегда, чуть не забыл сказать доброе слово. Вы переводите все лучше и лучше. Спасибо!
Бабс1 :: Небольшое предложение. Может быть, будет лучше не «Уход» а «Исход»?
с уважением, Сергей
Граф :: Маленькое замечание: по-русски несториане, а не не несторианцы, как в тексте.
Alternator :: Да, «Исход» мне тоже нравится. И библейские ассоциации вполне уместны, ИМХО. (Разумеется, переводчику решать).
Pasha :: Пора бежать на работу, всем спасибо за замечания, попробую ответить коротЕнько:
1.Название в оригинале -- «Departures». Исход -- exodus, понятие уже как бы закопирайчено евреями :-) Уход -- слово как слово, про Льва Толстого так и говорили, когда он из Поляны ушел.
2.Настоятель и наместник -- abbot и prior. По-русски тоже можно «приор», но анахронизм выходит -- это слово, согласно Вебстеру, появилось уже в средневековой латыни. Можно «помощник настоятеля», но режет глаз, да и не звучит как официальная должность. А на каком-то русском сайте было написано, что наместник -- помощник настоятеля. В общем, я плохо разбираюсь в православной иерархии. Если кто поможет -- буду благодарен :-)
3.Замечания Демонолога -- особое мерси, исправлю непременно.
Все, побежал :-)
Pasha :: Кое-что исправил, но «наместника» и «уход» пока оставил за неимением лучшего.
Заодно замечу, что действие рассказа происходит в том же таймлайне, что и «Агент Византии». По сути, это пролог-развилка сей эпопеи.
(Опять же, «Острова в море» написан как бы для баланса, этакий «анти-Уход» )
Демонолог пишет:
цитата
Ир-Рухайя - как в оригинале? Предполагаю, что имеется в виду Эдесса (совр. Урфа).
Ir-Ruhaiyeh. По-моему, это не город, а именно просто отдельный монастырь.
Граф пишет:
цитата
Ну, а епископом или даже патриархом он еще вполне может стать - какие наши годы
СПОЙЛЕР (хотя и не очень, ведь прямого продолжения нет, а «Агент Византии» начнется через семь веков):
Муамет поедет в Испанию, станет там архиепископом и в итоге будет причислен к лику святых.
Граф пишет:
цитата
Да, Паша, как всегда, чуть не забыл сказать доброе слово. Вы переводите все лучше и лучше. Спасибо!
Рад стараться, Ваше Сиятельство! Вельми понеже... то есть весьма благодарен
Alternator :: Pasha пишет:
цитата
Муамет поедет в Испанию, станет там архиепископом и в итоге будет причислен к лику святых
Совсем забыл, позор на мою голову.
Демонолог :: Pasha пишет:
цитата
Ir-Ruhaiyeh
Выглядит по-арабски... шайтан знает, что за название.
Православный аналог приора - келарь? эконом? Надо уточнить.
Граф :: Вообще-то в католичестве и приор, и аббат - это настоятели, но первый - маленького монастыря. Конечно, в английском эти слова могут иметь и другое значение...
Alternator :: Ir-Ruhaiyeh - Во всем интернете такого названия нет.
========
Демонолог пишет:
цитата
келарь? эконом?
Если судить вот по этому описанию, например, то эконом очень даже подходит.
Pasha :: Alternator пишет:
цитата
Ir-Ruhaiyeh - Во всем интернете такого названия нет.
А почему оно должно там быть? Ну, был такой монастырь в VI веке. Пришли персы, монахи ушли в Константинополь (просто в реале с ними не было Муамета), и монастырь прекратил свое существование. И с тех пор о нем никто не знает
Alternator пишет:
цитата
Если судить вот по этому описанию, например, то эконом очень даже подхо
Что-то похожее и я нашел. То есть тогда Исаак будет наместником, а Иоанн -- экономом? Просто не нравится мне то, что эконом не является адназначна старпомом наместника, а так -- один из «офицеров». Да и была ли иерархия точно такой же в Византии VI века?
Хотя «эконом» в принципе подходит в том смысле, что Иоанн и впрямь похож на этакого завхоза. О, не назвать ли его «завхозом»? Шучу.
Предлагаю так: Исаак -- настоятель, Иоанн -- эконом.
Alternator :: Седьмой век! Разница небольшая, но принципиальная.
Хм, то есть Тертлдав и сам мог придумать это место? Перебор... раскопал небось в каком-то пыльном фолианте.
Pasha :: Да-да, конечно VII. Пардон.
Мог и раскопать. В любом случае мы НЕ МОЖЕМ заявлять, что такого названия быть НЕ МОГЛО (и на этом основании переименовывать Ир-Рухайю в Эдессу).
Pasha :: Заменил «наместника» на «эконома».
Alternator :: Развиваем тему.
Неважно, как там было у Тертлдава, попробуем немного иначе.
Мухаммед стал православным и обратил в православие своих сторонников. Потом бегство из Мекки и далее по списку. Самое интересное начинается незадолго перед смертью Мухаммеда. Новое арабское государство - союзник Византии. Византийцы присылают епископов и «военных советников». Арабские вожди получают римские титулы. После смерти Мухаммеда, согласно его завещанию, Аравия входит в состав Византии, арабы становятся «римскими гражданами».
630-е - с Персией покончено в два счета.
640-700-е. Завоевание Испании, всей Италии и Аварского Каганата.
Арабские гвардейцы в столице, некоторое время - Арабская династия на троне.
Интересно, как долго протянет империя на таких условиях?
Граф :: Alternator пишет:
цитата
Интересно, как долго протянет империя на таких условиях?
Имхо, арабы эллинизируются - только и всего. Сколько их там было? Не секрет, что подавляющее большинство нынешних арабов - арабизированные аборигены, генетические потомки арабов времен Мухаммеда - это в основном немногочисленные коренные жители Полуострова. В реале сирийцы, берберы, египтяне и т. д. арабизировались, принимая ислам - веру арабов. И тут будет так же, только наоборот.
Alternator :: Эллинизируются - согласен, но если перед этим они завоюют для империи все вышеперечисленные страны... Ведь и завоевания Белизария были делом рук гуннских и готских федератов.
Рим в своих прежних границах, минус Галлия и Британия, плюс Аравия, Персия(!) и Центральная Европа.
Граф :: Alternator пишет:
цитата
Ведь и завоевания Белизария были делом рук гуннских и готских федератов.
Вот именно. И как долго они продержались?
Я думаю, что эта Вавилонская башня вскоре рухнет. Тюрки все равно завоюют Иран, Центральную Европу и Северную Италию Империя тоже вряд ли удержит. На Пиренеях - Реконкиста. Ну, допустим, останется веку к XI Византия в границах Македонской династии, плюс Аравия, плюс Египет. С одной стороны - вроде бы лучше, чем в реале. С другой - при отсутствии исламского врага вся мощь Запада будет брошена именно против Империи. В общем, последствия кажутся неоднозначными.
Alternator :: Граф пишет:
цитата
И как долго они продержались?
Африку отобрали арабы. Здесь ее не отберут. То есть отберут берберы, если их вовремя не крестят и не отправят в качестве федератов на индийскую и франкскую границу.
Южную Испанию отобрали вестготы. Теперь можно забрать всю Испанию обратно. И почему Реконкиста? В реале была борьба с исламом, здесь вестготов постигнет участь остготов и вандалов. Те, кто уцелеет, станут подданными христианского императора. Будет мелкий сепаратизм, но не священная войну за свободу и веру.
Есть шанс задавить в зародыше грядущий раскол церквей. Так что противостояние с Западом не будет таким ожесточенным.
Конечно, немцы своего не упустят, и Италия может быть снова потеряна.
Есть шанс разгромить болгар, как только они появятся на границах империи. Болгарии в этом мире не будет.
Иран надолго не удержать, согласен. Но некоторое время граница Империи будет проходить по Инду, не исключено, что и восточнее... А 751-м году римляне наконец-то встретятся с китайцами! :)
Тоже самое в Южной Аравии. Более активные (военные, культурные и торговые) контакты с Эфиопией, а через нее - с Африкой.
Маниакис-старший, губернатор острова Тапробани, стоял на балконе своего дворца и смотрел на входящий в гавань корабль. Судя по вымпелу на мачте, он принадлежал его коллеге - губернатору Занзибара ...
Короче, надо набраться вдохновения и составить убедительный таймлайн.
Alternator :: Небезыинтересный рассказ, развилка в те же времена и в тех же краях.
http://zhurnal.lib.ru/m/maksimow_j_w/daring.shtml
Демонолог :: Написано хорошо, но развилка маловероятна. Движение «лжепророков» (Маслама, Саджах) поднялось после смерти Мухаммеда из-за того, что арабы не соглашались подчиняться и платить дань халифу, обычному человеку (пророку - другое дело). Сами эти лжепророки сознательно подражали Мухаммеду. В случае его ранней гибели ни объединения Аравии, ни завоеваний просто не будет. Дальше см. мой старый сценарий «Мир без ислама».