ВЛАДИМИР Как писать альтернативную историю Я несколько незаслуженно заполучил репутацию не то памфлетиста, не то пародиста. Уверяю вас, это не совсем так. А потому публикую обещанную теоретическую статью:

КАК ПИСАТЬ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ИСТОРИЮ.

По праву человека, немало написавшего за последние 10 лет всяческих альтернативных вариантов развития всего человечества, а равно отдельных его частей, позволю себе поделиться с другими специалистами некоторыми соображениями на этот счет.

Во-Первых. Существует в принципе ошибочное мнение, что альтистория – лишь игра ума, она отвлечена от реальности и с нею никак не пересекается. Можно даже прийти к заключению, что люди, занятые сочинительством альтернативных историй, просто неудовлетворенны окружающей действительностью и таким несколько экзотическим способом от нее уходят. Кратко это формулируется в извечном альтисторическом вопросе: А что если? Эта точка зрения неверна. Прежде всего потому, что альтисторик, если, конечно, его труд претендует на сколько-нибудь заметную серьезность, вынужден начинать совсем другим вопросом: А как это произошло в реальности и почему произошло именно так? – то есть задает в сущности метаисторический вопрос, граничащий с вопросом о смысле человеческой истории как явления. Чтобы «переиграть» реальную историю, важно докопаться до сути события, его причин и следствий, а это – колоссальная работа, сравнимая с детальным изучением того явления, которое мы желаем исключить или изменить. Итак, начинаем с вопроса о причинах того или иного события, чтобы хирургическим (или «костоправским») приёмом удалить нежелательное. Заканчиваем работу – чем? Определением последствий нашего вмешательства в историю, как самого ближайшего, так и отдаленного (последнее определить на порядок сложнее).

Во-Вторых. Необходимо правильное масштабирование исторических событий, а это связано с ролью личности в истории и ее соотнесением с законами общественного развития. Просто было в рамках религиозного мировоззрения: Бог являлся или непосредственным участником всех событий или же действовал по-деистски как перводвигатель. Этому мировоззрению пришел на смену позитивизм (сегодня лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня), и его более укорененный в осязаемой реальности вариант – марксизм. В 20-х гг. в нашей стране было написано множество забывшихся до сего дня авантюрно-приключенческих романов с революционной подкладкой, которые сейчас читаются как альтистории. Современное западное общество, разочаровавшись во всех системах, зареклось выстраивать какие-либо схемы общественного развития и уже давно живет, как бог на душу положит. Появлялись и всевозможные теории циклического развития (Джамбаттиста Вико, Шпенглер, наши Данилевский, Леонтьев и Гумилев, англичанин Тойнби – именно перу последнего принадлежит самая знаменитая в нашей стране альтистория «Если б Александр не умер тогда…», опубликованная в журнале «Знание – сила», № 2 за 1979 год). При всех смешных и нелепых особенностях теории истории, все же было бы невозможно создать какую-либо правдоподобную альтисторию без осознания более менее четких законов исторического развития. В противном случае история оказывается собранием случайных фактов, совершенно не связанных между собой. Конечно, приключения новейших фоменок в исторической науке достойны сожаления, но это не означает, что историческая наука не нуждается в принципе в стройной системе. Наоборот, обоснованная систематизация, создание чего-то вроде исторической Таблицы Менделеева предотвратит непрофессиональные акции в будущем.

В-Третьих. Множество появившихся на текущий момент альтисторий можно классифицировать по 5 уровням:
Уровень Первый – Глобальный. Здесь рассматриваются судьбы всего человечества, и, стало быть, изменение так или иначе затрагивает весь мир. Таковы, прежде всего, популярные в прошлом сюжеты о последствиях ядерной войны, однако глобальной альтернативой может быть всякая альтернатива, которая коренится в более-менее глубокой древности – таковы сюжеты автора этих строк: «Вечный Лед» и даже – по своему – «Медный Век» - в силу антитехнологической направленности, хотя развилка здесь относительно недавняя – середина XVIII века.
Уровень Второй – Цивилизационный. Здесь рассматриваются судьбы отдельных цивилизаций, в том числе и Западной, которая все же всего лишь одна из – и не самая долговечная. Самый распространенный пример такой альтернативы – Мир без Христианства. Сюда же относятся все варианты полной победы и полного поражения ислама, соперничество митраизма и христианства и т.д.
Третий Уровень – Национальный. Здесь «препарируются» судьбы отдельных наций, причем, как правило, этот уровень базируется на перипетиях развития Запада, в силу того, что само по себе явление нации характерно именно для Запада и абсолютно не действует за его пределами, что раз за разом приводит западных «специалистов» в отчаянье. В центре таких альтернатив обычно – соперничество великих европейских держав в XV-XIX вв – от Столетней войны до объединения Германии.
Четвертый Уровень – Идеологический. Этим условным термином я бы назвал все варианты альтернативной истории ХХ века – от мирного 1914 и последующих лет до сохранения СССР в 1985-1991. Суть этих альтернатив в «обсасывании» многочисленных интерпретаций реальных событий ХХ века, которыми заполнены многочисленные мемуары современников. Поскольку большинство участников описываемых событий еще живы или их жизнедеятельность близка к нашему времени, такие альтернативы неизбежно окрашиваются самым плоским политиканством, и еще неизвестно, какой вариант вызовет большую неприязнь потенциальных читателей – союз СССР с нацистской Германией или сохранение Российской Империи со всеми ее достоинствами и, главное, недостатками.
Пятый Уровень – Событийный. Он еще плохо развит, и это неудивительно, ибо так я бы назвал те альтернативы, которые описывают нашу современность – т.е. альтернативные варианты развития событий последних 10-15 лет. Вот примерные темы таких альтернатив:
Зюганов побеждает на выборах 1996 года;
Жириновский случайно гибнет в автокатастрофе в начале своей политической карьеры в декабре 1991 года;
В 2000 году на выборах в США побеждает Альберт Гор;
Ельцин в надежде продлить свои президентские полномочия объединяет Россию и Белоруссию в новое государство в мае 1999 года.
Здесь – целое неизведанное пространство для историка (не отдавать же этот период на откуп невежественным журналистам?)

Особое место занимают альтернативы российской истории от некрещения Руси до массового переселения восточных славян на Балканы – тоже еще неопробованная тема.

О роли личности в альтернативной истории.
В отличие от западных историков, у которых все поставлено с ног на голову и наоборот, мы, воспитанные в традициях советской исторической науки, можем куда более объективно оценить соотношение личного и сверхличного в историческом процессе. Естественно, даже такая малость как отсутствие в советской истории афганской войны способна повлиять на судьбы сотен тысяч, если не миллионов людей, жизнь многих из нас сложится иначе, будут заключены другие браки, родятся другие дети, а лихой герой афганской кампании, которого два года не брали душманские пути, сопьется в отдаленном сибирском гарнизоне и упадет с грузовиком в реку. Поэтому все мелькающие в альтернативных историях личности – сиречь не полные копии своих прототипов, а скорее условные знаки – аллегории того или иного процесса.

На этом можно поставить точку в изложении общих принципов написания альтернативной истории.