Альтернативная История | ▲ Вернуться на главную страницу |
Автор | Тема |
Pasha
уже был
Пол: m Интернет: lan Город: St Louis, USA Pанг: 16 |
Отправлено: 31.01.2003 02:11 Заголовок сообщения:
Гравилет "Цесаревич": комментарии
Ну вот я и прочитал "Гравилет". Бывают такие книги (фильмы), которые читаешь (смотришь) -- и не хочется, чтоб кончалось. Именно такой книгой оказался "Гравилет". Мне ужасно понравилось. Захватывающий сюжет, великолепный стиль, интересный главный герой. Многожанровость -- не только альтернативная история, но и утопия, и идея искусственно созданного мира (с которой я уже сталкивался в отличном фильме "Тринадцатый этаж", хотя написан-то "Гравилет" раньше) -- а также политика, рассуждения о морали, да еще и драма человеческих взаимоотношений. Иными словами, не просто фантастика и приключения, а именно Литература. Но довольно дифирамбов :-) Перейдем к конкретным замечаниям (не обязательно критическим). 1.Нельзя сказать, чтоб Хаусхоффер так уж хорошо обьяснил Трубецкому механизм перемещения людей из нашего мира в "райский". Насколько я могу понять, в момент массовых вспышек насилия (войны, революции, другие народные волнения) у нас отдельные (далеко не все) люди, умирая, перемещаются "наверх", где происходит своеобразный симбиоз умершего со своим двойником. Однако внимание следователей, собиравших статистику необьяснимых убийств по временам и странам, привлекли именно переместившиеся негодяи, которые и в "раю" совершали преступления, да еще и в полубессознательном состоянии. Но таких негодяев и в нашем мире не так уж много -- значит, чисто статистически в "рай" куда больше переместилось нормальных людей (вот как Хаусхоффер или Трубников). Однако их смутные воспоминания о реальном мире почему-то ничьего внимания не привлекли... хотя, с другой стороны, мало ли у кого бывают ложные воспоминания? Вывод из этого можно сделать такой -- НИКТО из поднявшихся в "рай" не помнит о своей жизни в реальном мире настолько, чтобы РАССКАЗАТь об этом другим. Исключение -- Хаусхоффер, потому что он и в "раю" был осведомлен о существовании реального мира. Так что его воспоминания о Моабите и гестапо не ушли прочь (мол, что за вздор? лучше забыть), а остались с ним навсегда. Ну и, конечно, теперь Трубецкой будет всегда помнить о том, что в реальном мире пришлось пережить Трубникову... 2.Что и говорить, "райский" мир, созданный фантазией автора, хорош. Как говорил Винни-Пух, я сам охотно жил бы в нем. И все же... почему он оказался настолько хорош? Развилка во времени -- 1869 или 1870 год, когда Ступак, Рашке и Хаусхоффер (СРХ), в отличие от нашего мира, НЕ рассыпали "порошок агрессивности" по планете. И не было франко-прусско войны. И не было Парижской Коммуны. И прочих войн и революций. Только потому, что не было порошка? То есть можно подумать, что до 1870 года люди жили себе поживали, да добра наживали. И не было ни Тридцатилетней войны, ни Великой Французской Революции, ни Наполеона, ни, наконец, Гражданской войны в США. И только порошок СРХ сделал людей такими кровожадными. А вот без порошка... Нереально. И до 1870 года многие люди занимались таким неблагоприятным делом, как убийство (в том числе и в массовом порядке) из политических, национальных, классовых или религиозных соображений. А что в ХХ веке возросла массовость -- ну так это технология виновата. А не порошок какой-то. Вот если бы автор придумал наоборот... Скажем, в реальном мире СРХ были хорошими дядями, и создали "рай", и положили его в ящик, а потом опрыскали этот "рай" каким-нибудь порошком, СНИЖАЮЩИМ агрессивность... Вот тогда в "раю" и впрямь было бы хорошо, без войн и революций. Ну, а переход людей из нашего мира в "рай" все равно мог бы иметь место. То есть сюжет в общем и целом сохранился бы. 3.Впрочем, оставим рассуждения на тему "как создать рай в отдельно взятом ящике?" и перейдем к собственно альтернативной истории. Как именно развивались события в "раю" с 1870 по 1992 год? Насколько я понимаю, в Европе никаких войн и революций не было. А на других континентах? Что ж, Япония и США вроде вели себя прилично (иначе хоть какая-то тихоокеанская война была бы, пусть и не в рамках второй мировой), да и Китай тоже (ни тебе Мао, ни тебе Гоминьдана -- Пу И, в реале "последний император", все еще жив, да и последним он явно не будет). Менее ясна ситуация в Африке. К 1870 году она еще далеко не вся была захвачена колонизаторами. Были ли в "раю" колониальные войны? Считать ли такие войны (ведь не с цивилизованными народами, а с "дикарями") чем-то из ряда вон выходящим, чему в "раю" не место? Моя гипотеза (не более чем) такова -- раздел Африки все же состоялся, но после этого с туземцами обошлись достаточно хорошо, чтоб "национально-освободительного" движения не допустить (это, кстати, относится и к Индии). 4.Интересно, каковы сейчас в Европе границы? Застыли ли они на рубежах 1870 года? Хотя Германия все же обьединилась -- впрочем, она могла это сделать и мирным путем, без захвата Эльзаса и Лотарингии. Балканы, стало быть, до сих пор поделены между Австрией и Оттоманской Империей? И при этом славяне не жалуются. Видать, большую работу провели государь император и султан, чтобы задобрить потенциально мятежных подданных... "I swear by my life -- and love of it -- that I will
never live for the sake of another man, nor will I make another man live
for mine" -- Ayn Rand, "Atlas Shrugged"
|
Ответов - 5 [только новые] | |
Pasha
уже был
Пол: m Интернет: lan Город: St Louis, USA Pанг: 17 |
Отправлено: 31.01.2003 02:11
(part 2) 5.Вообще, насколько я понимаю, почти все страны (кроме США, и, возможно, каких-нибудь латиноамериканских республик) -- до сих пор монархии, хотя и конституционные, с парламентами и высоким уровнем прав и свобод. Хотя я не совсем понял, что это было за "дело наркоманов", при расследовании которого отличился Трубецкой незадолго до начала описываемых в романе событий. Неужели и там, как в реале, сажают за простое потребление наркотиков -- да еще и МГБ этим занимается? Или все же речь шла о наркоторговцах? 6.Большинство "райских" монархий -- многонациональные империи, что в реале всегда было чревато этническими конфликтами. Однако в "раю", насколько я понял, обходятся без эксцессов. Во-первых, нет какой бы то ни было дискриминации по национальному или религиозному признаку. Во-вторых, межэтнические браки -- не редкость: одна из героинь, Станислава Соломоновна, свидетельствует об этом уже своим именем-отчеством :-) В-третьих, отдельные национальные окраины, насколько я могу судить, пользуются широкой автономией, хотя и находясь в составе империи -- на эту мысль меня навело упоминание о грузинском парламенте, в котором заседает князь Ираклий Чавчавадзе. В реале такая автономия была у Финляндии и Польши. Хотя в реале одним из титулов царя (те, что "и прочая, и прочая, и прочая") был "Царь Грузинский" -- так что представить себе "Грузинское Царство" я вполне могу (вроде как Венгерское Королевство было номинально независимой частью Австро-Венгрии, только вот австрийский император был по совместительству венгерским королем). Интересно, а как в других империях? В "раю" вполне можно представить себе и Болгарское Царство в составе Оттоманской Империи, и чешский парламент в составе Австро-Венгрии, и даже Федерацию Племен Кении в составе "владычицы морей". Как говорится, лишь бы не было войны -- и вообще насилия :-) 7.Что касается технических изобретений в "раю"... ну, тут я не специалист. Могу лишь порадоваться за пассажиров, которые перемещаются в пространстве куда быстрее нас. Что же до Интернета... ну, в 1992 году он и в реале был еще недоразвит -- а в "раю" уже есть некая единая инфосеть... 8.Идея "коммунизм -- это религия, причем весьма уважаемая" вызывает не только улыбку, но и сожаление ("эх, если б так и в реале") -- да и заставляет подумать ("а возможно ли было в принципе учение Маркса направить на служение добру?") Притом интересно, что в "раю", как и в реале, во многих странах явно были проведены реформы, которые можно назвать социалистическими. Опять же в Стокгольме есть Социнтерн... Иными словами, какие-то социалистические партии в "раю" есть, и они весьма сильны -- а коммунисты являются их идейно-религиозными соратниками, а то и вдохновителями. 9.Насколько я понял, в одну страну из другой можно ездить без визы. Что ж, так же было в реале до первой мировой. А раз ни первой, ни тем более второй мировой не было... 10.Как-то маловато реальных исторических лиц -- Ленин, Горбачев (кем еще может быть патриарх коммунистов Михаил Сергеевич?), академик Королев, Пу И, династия Хаусхофферов (кстати, в реале Альбрехт (в романе его почему-то насывают Альбертом) Хаусхоффер был расстрелян нацистами не в 1944, а в 1945 году!)... вроде все. Ну, еще программа "Время" и газета "Правда". Но, конечно, нельзя забывать о том, что "Гравилет" -- не только альтернативная история. Как и о том, что вообще-то в альтернативном мире через 122 года после развилки реальных лиц и вовсе не должно остаться (хотя этим правилом обычно пренебрегают, чтоб было интересней читать :-) Но в данном случае и так интереснее некуда). 11.Дворян-то, дворян... Князь Трубецкой, князь Чавчавадзе, барон фон Крейвиц... В реале -- совершенно сошли со сцены. Хорошо, если не расстреляны. В "раю" -- до сих пор элита обсчества (те же монархи, несмотря на конституционность, принимают активное участие в управлении государством, а не просто валяют дурака, как английская королева). Что называется, лучшие люди. И поэтому, мол, толпа (как вон в реальных демократиях) не избирает себе кровожадных вождей, а разумно эволюционирует под руководством мудрых королей, князей, герцогов и графов. И потому-то жизнь хороша, и жить хорошо... вот только в реале СРХ порошок рассыпали, но здесь, слава Богу, нет. Ну, не знаю. Как-то уж очень идеализирует автор "белую кость". Вот, мол, дворяне-то (в отличие от хамов-простолюдинов) всегда обладали такими качествами, как честь, достоинство, уважение к личности, сознание неприкосновенности человеческой жизни... Ага, как же! Это друг с другом они так обращались, да и то не всегда. А к простым людям (холопам, смердам, быдлу) дворяне обычно относились... ну, скажем так, несколько по-другому. Примерно как к животным -- иногда и погладят, но часто хлестнут плетью. А уж на одну доску с собой нипочем не поставят. Но не будет разрушать иллюзию. Все же это утопия -- значит, дозволяется и помечтать... :-) 12.Я, честно говоря, не совсем уверен, что мир в ящике Хаусхоффера -- это и есть наш мир. Больно уж мрачную картину описал автор в эпилоге, повествуя о злоключениях Трубникова. Хотя в 1992 году в принципе можно было вообразить и такую антиутопию... как это сделал чуть раньше Кабаков в "Невозвращенце". Просто если называть мир "Гравилета" "раем", а наш -- "чистилищем"... то в эпилоге скорее показан "ад". :-( ЗАКЛЮЧЕНИЕ Замечания замечаниями, а в целом получилось отлично. Вряд ли эти строки прочтет Вячеслав Рыбаков, но на всякий случай скажу "спасибо". :-) Спасибо, господин Рыбаков! Оценка: 5 P.S. Буду очень признателен за контркомментарии. "I swear by my life -- and love of it -- that I will
never live for the sake of another man, nor will I make another man live
for mine" -- Ayn Rand, "Atlas Shrugged"
|
Граф
новичок
Интернет: modem Pанг: 1 |
Отправлено: 31.01.2003 23:00
Для Pasha: Паша, здравствуйте. Сразу скажу, что Рыбакова не люблю. То есть он, конечно, хороший писатель, но его мироощущение мне глубоко чуждо. В частности, склонность к бессмысленным утопиям и связанная с этим патологическая неприязнь к реальной действительности, где он видит только плохое. Впрочем, таких людей и на этом форуме хватает... Об абсолютной нереальности описанного в "Гравилете" мира Вы уже сами все сказали. Отвечу только на Ваше: "Вот если бы автор придумал наоборот... Скажем, в реальном мире СРХ были хорошими дядями, и создали "рай", и положили его в ящик, а потом опрыскали этот "рай" каким-нибудь порошком, СНИЖАЮЩИМ агрессивность... Вот тогда в "раю" и впрямь было бы хорошо, без войн и революций." Этот вариант давным-давно придуман и описан Лемом в "Возвращении со звезд" (если не читали, очень советую). И какая этот "рай" мерзкая штука, Лему удалось тоже замечательно показать. "Впрочем, оставим рассуждения на тему "как создать рай в отдельно взятом ящике?" и перейдем к собственно альтернативной истории." Переходить не к чему. Альтернативная история в "Гравилете" и не ночевала. Уровень историзма не выше, чем в бессмертных опусах Хольма ван Зайчика (псевдоним Рыбакова, если кто не в курсе). Но там хоть присутствует неподдельный юмор, а "Гравилет"-то претендует на серьезность... |
Pasha
уже был
Пол: m Интернет: lan Город: St Louis, USA Pанг: 18 |
Отправлено: 01.02.2003 01:45
Здравствуйте, Граф, 1.Лема не читал (то есть читал, но не читал упомянутый Вами роман), но к чему приводит искусственное понижение агрессивности -- см. "Механический апельсин" Берджесса (дошедший до меня в киноверсии Кубрика)... 2.Только что провел пару часов на рыбаковском форуме. Писатель хороший, мироощущение неординарное, много здравых мыслей -- но во многом я не согласен... 3.А все же какой-то альтернативный мир в "Гравилете" создан, и можно было бы подискутировать :-) "I swear by my life -- and love of it -- that I will
never live for the sake of another man, nor will I make another man live
for mine" -- Ayn Rand, "Atlas Shrugged"
|
Platov
новичок
Пол: m Интернет: lan Город: Ленинград Pанг: 1 |
Отправлено: 11.02.2003 18:39
Для Граф: ==== Хольма ван Зайчика (псевдоним Рыбакова, если кто не в курс ==== Это неверное утверждение. Рыбаков там автор только одного романа. В работе над еще одним он принимал участие в режиме своего рода буриме. Остальные написаны другими людьми. |
noname
новичок
Интернет: lan Pанг: 1 |
Отправлено: 03.04.2003 13:35
Для Platov: Как давний знакомый (и даже герой) ван Зайчика, замечу: Не "другими" а "другим". Ван Зайчик - псевдоним двух китаистов, Рыбакова и Алимова |