Читатель Русский Радж Развилка в 1720-х.

Несколько лет прошло после Персидского Похода. Русские войска в северных провинциях Персии несут огромные потери от болезней и непривычного климата. Становится понятно, что еще немного и придется уходить из Персии. Но ведь это означает бросить мечту Петра Великого об Индии!

И тогда астраханский губернатор Артемий Волынский принимает соломоново решение - заменить русские войска в Персии туземными. А заодно финансировать расходы по содержанию низового корпуса за счет туземных же ресурсов.

Идея была не слишком оригинальной. Волынский любил читать классиков и в жизнеописании Александра Великого наткнулся на похожий эпизод с созданием Александром после завоевания Персии персидских войск по образцу греческих.

Первым делом заменили кавалерию. Шесть полков азербайджанской и дагестанской конной милиции набрать оказалось очень легко. Горцы давно промышляли службой в Персии, а служить ли шаху или царю для них было непринципиально - лишь бы платили...
А Волынский платил хорошо, больше чем бедный шах...

Это позволило немедленно вывести из Персии все русские кавалерийские части. Далее прошел набор добровольцев и в туземные пехотные полки. Солдаты-пехотинцы новых частей назывались сипаями. Палками и муштрой кое-как удалось внушить им некоторое понятие о дисциплине и через некоторое время новые полки с русскими и немецкими офицерами представляли уже довольно боеспособные части регулярной русско-персидской армии.

Больше всего проблем было с финансами - деньги из Петербурга на содержании низового корпуса поступали с перебоями, а туземные солдаты служить без жалования отказывались наотрез. Пришлось перейти на самообеспечением. Гилян и Мазандеран были обложены новыми налогами, набеги бандитских шаек из соседних провинций дали отличный предлог для карательных рейдов в результате которых эти провинции были разграблены и опустошены. Кроме серьезных дипломатических осложнений и довольно приличных финансовых выгод, рейды дали и непредвиденный результат - слух о чрезвычайной выгодности службы в русской армии прошел по всей Персии и на призывные пункты хлынул поток туземных добровольцев.

После этого Волынский вошел во вкус и уже не обращая никакого внимания на далекий Петербург принялся за строительство империи. На свой страх и риск он начал присоединять к своим владениям провинции распавшейся Персии, одну за другой...

Бедный шах Тахмасп ничего не мог поделать. Никакие жалобы в Петербург не помогали. Наконец отчаявшийся шах решился на провокацию - он решил столкнуть русских с Надиром - бывшим бандитским атаманом, который теперь командовал персидскими войсками воевавшими против афганцев и подчинялся шаху лишь номинально.

Однако результат столкновения оказался непредвиденным - в 1730 году сипаи и казаки наголову разбили Надира, уцелевшие после разгрома воины Надира перешли на службу русским и низовой корпус Волынского неожиданно превратился в самую мощную силу в Персии.

Усиление русского влияния в Персии очень не понравилось туркам. Уже в следующем году огромные турецкие армии из южного Азербайджана и Ирака нарушив перемирие с персами перешли в наступление.

У шаха не оставалось другого выхода как обратиться за помощью к русским. И очередная ирано-турецкая война быстро перешла в очередную русско-турецкую...

Впрочем первые два года война шла только в Персии. И Петербург и Стамбул делали вид, что воюют только персы и турки, а русские тут как бы не причем.

Боевые действия шли не очень удачно для турок - персы в союзе с русскими оказались довольно крепким орешком и уже на втором году войны союзники вторглись в Азербайджан. К 1733 году, русско-персидская армия уже дошла до Армении и тут наконец терпение турок лопнуло.

Султан обьявил войну России, а русский посол был посажен в Семибашенный замок.


Продолжение следует