Читатель Еще о Русской Палестине «Нет, я так говорю не теперь, но развивал эту мысль довольно подробно еще в апреле месяце в Петрограде, в одном высоком соб-рании, когда взятие Константинополя почиталось делом нескольких предстоящих дней, причем имелись сведения, что союзники присуди-ли его в собственность России. Я тогда еще доказывал, что град Константина должен быть отдан своим историческим владельцам эллинам, а Россия должна только сохранить Проливы, как Англия владеет Гибралтаром. Доказывал я это не на основании политиче-ских расчетов настоящей войны, ибо тогда господствовала полная уверенность в немедленном одолении и Турции и Германии, а на со-всем других основаниях. Могу передать все это совершенно свобод-но, потому что собрание было не государственное, а церковное, и слово мое имело характер академический, а не практический, и бы-ло обращено не к политическим мероприятиям, а к убеждениям рус-ских людей, - как и в настоящей статье я излагаю его своим скром-ным читателям, от которых направление нашей государственной политики нисколько зависеть не будет и которые могут только мо-литься Богу об исполнении сих благих пожеланий.

Не радует меня девиз: «изгнание турок из Европы». Что такое Европа? Кому она нужна? С какими нравственными ценностями совпадает это географическое понятие? Изгнать турок из Европы и оставить им всю православную Анатолию? Святую Землю? Антиохийский Патриархат? Или даже предоставить Палестину евреям, как советуют некоторые глупые националисты, не понимая того, что русскому народу легче было бы отдать евреям Харьковскую гу-бернию или Нижний Новгород, чем отечество отвергнутого ими Спасителя?

Не Европу только надо очистить от турок, а весь православный Восток: Господень Гроб, Голгофу, Вифлеем, Дамаск, Бейрут и вооб-ще все православные епархии. Если в настоящую войну удалось бы только очистить от них Константинополь, то на это следовало бы взирать лишь как на первый этап освобождения христианства и не-пременно обеспечить за собою сильный и постоянный натиск на дальнейшие пределы турок, населенные православными греками и православными арабами.

Первое возможно лишь в том случае, если Россия восстановит Византийскую Империю, объединив теперешнюю свободную Гре-цию с Цареградом под мирскою властью самодержца-грека и под духовною властью Вселенского греческого Патриарха, и тем отбла-годарит эллинский народ за то, что он некогда освободил нас от раб-ства диаволу и ввел в свободу чад Божиих, соделав нас христианами. Патриарх останется пастырем своих многочисленных малоазийских епархий и епархий свободной Греции, а Византийский Император со своим народом не успокоится до тех пор, пока не возвратит этих епархий в свое подданство, пока не объединит весь эллинский народ в одном государстве. Тогда Россия получит себе надежного и пре-данного союзника в исполнении другой своей задачи на Ближнем Востоке. Она должна овладеть широкой лентой земли от Южного Кавказа до Дамаска и Яффы и овладеть Сирией и Палестиной, от-крыв для себя берег Средиземного моря и соединив его с Кавказом железными дорогами. Без преданного и сильного своею энергией союзника этого сделать, а тем более сохранить невозможно, ибо при иных условиях греки будут самыми неукротимыми противниками такого движения России на Востоке, да оно просто сделается физи-чески невозможным...

Итак, в интересах правды, в интересах религии и науки, наконец, в интересах чисто русских на-циональных Константинополь должен быть сделан столицей Визан-тийской Империи, и все греческие провинции Балканского и Мало-азийского полуостровов должны быть в нее включены.

Иное дело Сирия и Палестина. Здесь православных христиан в двух Патриархатах всего только 500 тысяч, почти все они арабы. Конечно, должно тоже оберегать и их язык, и их приходские общи-ны, но не должно препятствовать поселению там русских земледель-цев и ремесленников, очищая для них и пустыни, и магометанские поселения, которые, впрочем, и сами начнут быстро пустеть под русским владением. Если это будет сделано, то не пройдет и десяти лет, как вся Палестина и Сирия обратятся в Владимирскую или Харьковскую губернию. Народ наш так и ринется поселяться в стра-ну, где жили наш Спаситель, Его Пречистая Матерь, Апостолы, пророки и мученики. Там будет уже место для чисто русской куль-туры, для русской речи, для русской торговли и промышленности; в частности, две последние отрасли обильною лавою польются по Волге и Каспию чрез Кавказ к Средиземному морю и обратно. Пу-стынная местность вновь процветет, как «земля, текущая медом и млеком», а всякий русский христианин сочтет долгом не раз в своей жизни отправиться на поклонение Живоносному Гробу; даже наши баре и барыни постепенно забудут о Карлсбадах и Парижах и будут знать Иерусалим, Вифлеем, Назарет.

Вот тогда со всею силою проснется русское самосознание: наука и поэзия возвестят миру о чувствах и молитвах русской души, и ис-полнятся чаяния последних Рюриковичей и первых Романовых о том, что Московскому царству суждено быть Третьим Римом, а чет-вертому Риму не бывать.»


Печ. по: Архиепископ Антоний. Чей должен быть Константинополь? (Харьков, 1915)
Отд. отт. из журнала «Пастырь и паства». 1915, № 1.

http://www.portal-credo.r.../index.php?act=lib&id=327