Форум 
Причины победы христианства над язычеством
Динлин: Может, я и изобретаю велосипед, но в многочисленных темах, посвящённых сохранившейся   языческой Руси, эта тема не затронута. Итак, в язычестве главной людской общностью считается    род. Нет, не так - Род. И получается, что язычество освящает:  1) Взаимопомощь членов рода  2) Власть родовой аристократии    Вроде оно и неплохо, но "наши недостатки - продолжение наших достоинств". При переходе от   родоплеменного строя к государственности выясняется, что эти две языческие святыни жутко   МЕШАЮТ. Ибо:  1) Государство создают дружины князей(не сильно отличавшиеся поначалу от ватаг разбойников),   а не старпёры из родовой аристократии. И эти первые правители ещё очень сильно ощущают своё   самозванство и положение ВЫРОДКОМ, т.е. тех, кто покинул род. И борьба князей с родовой   аристократией была лейбмотивом первых 200 лет Киевской Руси. Даже если история с родовым   князем древлян Малом была легендой - легенда показательная. Таким образом, принятие   христианства вышибало власть из-под родовой аристократии. Ибо "вот семья моя и братья мои" -   и показывает на апостолов. или на дружинников    .  2) Более объективная причина. Что есть взаимопомощь родовичей ? Это ж КУМОВСТВО - основа   коррупции, вещь для государства смерти подобная. Конечно, оно есть в любом обществе, но   только в языческом оно возведено в принцип. В любом другом госудастве хотя бы часть людей   продвигается благодаря личным заслугам, а не положению в родовой иерархии. И здесь   христианские государства имеют превосходство над языческими, что в итоге приводит к   превосходству и на поле боя, которое балтийские славяне на своей шкуре и ощутили.    Что думаете ?
Cмельдинг: Динлин пишет:   приводит к   превосходству и на поле боя, которое балтийские славяне на своей шкуре и ощутили.    думаю вот что: Гы! (с)  христианские русские княчжества оччень хорошо ощутили то же во время столкновения с языческой ордой. впрочем, как и мусульманский Хорезм.
sas: Cмельдинг пишет:   думаю вот что: Гы! (с)   христианские русские княчжества оччень хорошо ощутили то же во время столкновения с языческой ордой. впрочем, как и мусульманский Хорезм. Угу,воттолько в этой Орде как раз родовых отношений и не было...
Cмельдинг: ну, во-первых, не стал бы я так уверенно о том говорить. вот придет наш главный ордовед Радуга и пояснит. Хэн Соло, присутствующий, кажется, тоже в теме.  во-вторых, если и не было - это лишь говорит о ложности тезиса, заданного во вводной. значит, можно преодолевать эти "недостатки" и без принятия монотеизьму.
Радуга: Cмельдинг пишет:   придет наш главный ордовед Радуга и пояснит.   sas пишет:   воттолько в этой Орде как раз родовых отношений и не было...   sas прав.  Точнее - они старательно изживались.  В принципе, вся "идея" орды - это отрицание родовых отношений.  Конечно, бывали и исключения (в частности на сторону Чингиза своевременно перешли несколько самых воинственных родов), но в целом роды свое значение утратили.    Динлин пишет:   Что думаете ?   Динлин пишет:   В любом другом госудастве хотя бы часть людей   продвигается благодаря личным заслугам, а не положению в родовой иерархии. И здесь   христианские государства имеют превосходство над языческими   Преодоление этого недостатка возможно и иными путями. В частности - теже монголы со своей Ясой. При этом, в христианстве раннем точно также процветает кумовство (феодал выше по праву рождения).    Динлин пишет:   Таким образом, принятие   христианства вышибало власть из-под родовой аристократии.   Любая смена религии или кардинальное изменение законов - точно также вышибало почву из под них.
Han Solo:  Cмельдинг пишет:   с языческой ордой     В языческой орде была Яса, очень пользительная для укрепления государства. Если бы Святослав, с его-то авторитетом, в перерыве между походами, задумался бы о чем-то подобном, может быть и выгорело бы.
Радуга: ИМХО "ахиллесовой пятой" язычества стала его "замкнутость".  С точки зрения теологии - внешним миром вообще не интересовались. Разницы между христианами и язычниками не видели.  Вот и получается, что непрерывному давлению прозелитических религий противостояли разрозненно и пассивно.    Т.е. - обращают в христианство саксов - для славян это "не наша проблема". Более того - с радостью поможем саксов завалить и убежища уходящим не предоставим.  Т.е. - для бодричей врагами №1 являются лютичи, а вовсе не христиане нападающие и на нас и на них.  Т.е. - оборона чисто тактическая, попыток навязать инициативу нет.
Cмельдинг: Радуга пишет:   обращают в христианство саксов - для славян это "не наша проблема". Более того - с радостью поможем саксов завалить и убежища уходящим не предоставим.    вот конкретно тут Вы неправы - велеты даже очень впряглись за саксов.  в целом же... ох, как правы. меня буквально крутило от горя и негодования, когда я читал про 1147 год ("Боривой" Толстого именно про этот год). еще тогда, перед самым концом, при практически случайном, тактическом союзе немцев не то что выбили, немцев вон вымели, и по Дании огнем и мечом прогулялись. но союз рассыпался раньще, чем кончился поход. впрочем, такое и с государствами происходило - так что злокозненный родовой принцип тут не при чем.    
ВЛАДИМИР: Я вам сейчас открою маленькую тайну: христианство победило язычество потому...  что объязычилось, восприняло слишком много от тех верований, которые бытовали у этих народов до христианства.  Если бы этого не произошло, если бы первохристиане послушались современных м...-протестантов (м... - это маргинальных    ), шансов у христианства не было бы.  Все прочие теории: военные, дипломатические, женские и т.д. на проверку не выдерживают критики.
Радуга: ВЛАДИМИР пишет:   Все прочие теории: военные, дипломатические, женские и т.д. на проверку не выдерживают критики.   Да ну?  Как Вы очените принципиальный отказ язычников от прозелитизма?
Каммерер: И в пику авторам таких теорий приведу пару примеров. Япония и Индия, ну и Китай еще. Что общего? Да то что язычество им абсолютно не мешало, и наоборот являлось внутренним государствообразующим стержнем. В Индии до сих пор основная часть населения язычники, а в Японии национальный синтоизм органично впитал как христианские, так и буддийские элементы, но при этом основа базис остались языческими. 
Динлин: Cмельдинг пишет:   христианские русские княчжества оччень хорошо ощутили то же во время столкновения с языческой ордой. впрочем, как и мусульманский Хорезм.     После того, как Чингис перемешал в своих войсках представителей разных не то что родов, а народов Великой Степи - конечно, ощутили. Про Ясу Вам уже ответили.    Cмельдинг пишет:   можно преодолевать эти "недостатки" и без принятия монотеизьму.     Методами Чингиса или созданием НОВОГО язычества, в котором род большой роли играть не будет. Возможно, кстати, усиление культа Перуна в начале истории Киевской Руси и было такой попыткой, но неудачной. Поправьте, если я ошибаюсь, но Перун был покровителем князя и дружины, т.е. его культ играл на руку князьям, ПРОТИВ родовой аристократии.    Радуга пишет:   При этом, в христианстве раннем точно также процветает кумовство (феодал выше по праву рождения).      Но внутри феодального сообщества таки была возможность выдвинуться благодаря личным качествам. Я уж не говорю о русских дружинах, когда человек простого звания зачастую становился посадником или воеводой.    Радуга пишет:   Любая смена религии или кардинальное изменение законов - точно также вышибало почву из под них.     Именно так. Вот такой сменой принятие христианства и стало.    Cмельдинг пишет:    но союз рассыпался раньще, чем кончился поход. впрочем, такое и с государствами происходило - так что злокозненный родовой принцип тут не при чем.     Распад государства это скорее исключение, а распад союзов племён - правило.    Каммерер пишет:   Япония и Индия, ну и Китай еще. Что общего? Да то что язычество им абсолютно не мешало, и наоборот являлось внутренним государствообразующим стержнем.     Учите матчасть. Например, такое слово как конфуцианство Вам что-нибудь говорит ? Япония - есть такое слово "Бусидо". Я понимаю, что Вы его никогда не слышали   , но уж поинтересуйтесь. Там главным принципом является абсолютная преданность самурая своему дайме, а не роду. А в Индии язычество несколько раз кардинально менялось. Современный индуизм очень мало сохранил от веры древних ариев.
ВЛАДИМИР: Радуга пишет:   отказ язычников от прозелитизма   Что значит: отказ от прозелитизма?  Языческие культы ведь тоже распространялись среди других народов (синкретизм, опять же).  Государства не ставили это во главу угла своей политики - вот отличие.
ВЛАДИМИР: Динлин пишет:   . Современный индуизм очень мало сохранил от веры древних ариев.   Но и нельзя сказать, что это было под сильным влиянием иноземных религий.  Индуизм саморазвивается.  Атеистов в Индии нет, поскольку "атеист" - категория авраамических религий.  Японец может быть "атеистом" только если он перестанет быть японцем      Динлин пишет:   Распад государства это скорее исключение, а распад союзов племён - правило.    Гораздо чаще.  Динлин пишет:   его культ играл на руку князьям, ПРОТИВ родовой аристократии.    Совершенно верно.  При этом отмечается, что князь искал путей объединения с родовой аристократрией - боярами на какой-нибудь общей основе - понадобилось православие.  Каммерер пишет:   пор основная часть населения язычники   Не просто основная, а господствующая (хотя...  Болливуд - это прежде всего индо-исламская культура и мироощущение, ближе к Пакистану, чем к собственно Индии, и среди актеров слишком много мусульман).
Dorei: ВЛАДИМИР пишет:   Японец может быть "атеистом" только если он перестанет быть японцем    Когда христианаина тащут молится Даруме -- это отнюдь не показатель высокой религиозности.
Telserg: Dorei пишет:   Когда христианаина тащут молится Даруме   По моему японцы сами идут на это в большинстве своем (даже считая себя христианами). Мы же тоже загадываем желания под Новый Год.
Радуга: ВЛАДИМИР пишет:   Языческие культы ведь тоже распространялись среди других народов (синкретизм, опять же). Государства не ставили это во главу угла своей политики - вот отличие.   Кто вел активное обращение инверцев?  Кто хотя бы пытался его вести?    Динлин пишет:   Именно так. Вот такой сменой принятие христианства и стало.   Для сравнения - Чингиз не принял несторианство, не принял мусульманство... Он написал Ясу.  Что помешало Владимиру сделать тоже самое? Чем он кардинально отличается?  Т.е. - в чем разница-то?    Пока что имеются примеры того, как в ходе реформ одни выступали резко против "великих религий" (де-факто), а другие обращались в их веру...  Это не объясняет победы христианства/мусульманства.
ВЛАДИМИР: Радуга пишет:   Кто вел активное обращение инверцев?   Кто хотя бы пытался его вести?  Никто.  Само получалось.  Или же ехал древний грек в Египет и привозил оттуда сувениры - статуэтки и проч (вроде как сейчас туристы из Африки или Латинской Америки).  И это становилось частью его жизни.  Радуга пишет:   Что помешало Владимиру сделать тоже самое? Чем он кардинально отличается?   Т.е. - в чем разница-то?    Вот она Личность в истории!  Telserg пишет:   Мы же тоже загадываем желания под Новый Год.   И елка - "мерзостный индогерманский нацистский обычай" (об этом даже В.В.Набоков в "Лолите" пишет).  Куда смотрят протестантское фундаменталисты и прочие антифашисты?    
sas: Радуга пишет:   Пока что имеются примеры того, как в ходе реформ одни выступали резко против "великих религий" (де-факто), а другие обращались в их веру...  Ну-ка,ну-ка..Так против какой из "великих религий" резко выступал Чингисхан?  ВЛАДИМИР пишет:   "мерзостный индогерманский нацистский обычай" Уважаемый, а можно привести сочинение,откуда взята эта цитата?
ВЛАДИМИР: Это не цитата.  Это сумма суммарум реакции наших "борцов с нацизмом" на термин "индогерманский".  А елки тем не менее наряжают...
Динлин: ВЛАДИМИР пишет:   Но и нельзя сказать, что это было под сильным влиянием иноземных религий. Индуизм саморазвивается.      А я и не говорил, что разрушение родоплеменных отношений должно осуществляться только при помощи иноземных религий. Просто наши предки пошли по пути наименьшего сопротивления. Разработать что-то своё всегда труднее, чем импортировать готовое.    ВЛАДИМИР пишет:   верно. При этом отмечается, что князь искал путей объединения с родовой аристократрией - боярами на какой-нибудь общей основе - понадобилось православие.      Возможно. Но как говорил Наполеон "дело не в мире, а в УСЛОВИЯХ мира"   . Т.е. сначала нужно было стать намного сильнее родовой аристократии, чтобы при "объединении" она под князей легла, а не наоборот.    Радуга пишет:   Для сравнения - Чингиз не принял несторианство, не принял мусульманство... Он написал Ясу.   Что помешало Владимиру сделать тоже самое? Чем он кардинально отличается?      Нежелание напрягаться. Как я уже отметил выше - проще импортировать уже готовый продукт, чем писать славянскую Ясу.
ВЛАДИМИР: Динлин пишет:   чтобы при "объединении" она под князей легла, а не наоборот.    Приходится признать, что в целом в Домонгольской Руси эта борьба бояр с князьями шла преимущественно вничью.  А потом уже просто изменились условия.
Динлин: ВЛАДИМИР пишет:   борьба бояр с князьями      А почему Вы бояр относите к родовой аристократии ? Разве это не потомки выходцев из дружин ?
sas: ВЛАДИМИР пишет:   Это сумма суммарум реакции наших "борцов с нацизмом" на термин "индогерманский".  Все передергиваете? А если я скажу,что это не "индогерманский" обычай?
ВЛАДИМИР: Динлин пишет:   А почему Вы бояр относите к родовой аристократии ?    Потомки выходцев из дружин - это дворянство (термин еще XII ! века).
Пух: Динлин пишет:   Что думаете ?   У победы христианства в Европе много причин. Хочу остановиться на двух  1. "Проницаемость". Для политеиста, "язычника", заведомо приемлема мысль о том, что есть другие боги, кроме его собственных. Причем служение конкретным богам во многом определяется соображениями утилитарными - кто эффективнее поможет в конкретном деле. Поэтому принятие "Белого Христа" как еще одного бога вполне комфортно. А вот отказ уже затруднен...  2. Христианство, как ни крути, оказалось наследником (практически монопольным) античной цивилизации. Принятие христианства обеспечивало доступ к престижным культурным ценностям, к новому, масштабному знанию. И заметьте, что церковью были выработаны эффективные структуры для сохранения и распространения культуры - особенно необходимо обратить внимание на орден бенедектинцев.  Разрушение или ослабление родовых отношений при генезисе государственности - вещь вполне закономерная и не связана напрямую с христианством. Это происходтло везде. Для примера достаточно указать на Древний Китай.  ВЛАДИМИР пишет:   Потомки выходцев из дружин - это дворянство (термин еще XII ! века).   Это не так. Вы забываете, что существовало два вида дружины - старшая и младшая. Старшая была рассадником боярства, вдобавок вбирала в себя часть прежней родовой и племенной аристократии. Младшая была чисто военной. Но и та, и другая вознаграждались не землей (принцип дворянства) а деньгами, долей в добыче, доходом от исправления обязанностей.
ВЛАДИМИР: Пух пишет:   заведомо приемлема мысль о том, что есть другие боги, кроме его собственных. Причем служение конкретным богам во многом определяется соображениями утилитарными - кто эффективнее поможет в конкретном деле.    Все это ведет к религиозному синкретизму типа современного африканского.  В Европе это тоже наблюдалось: взять хотя бы полемику вокруг "Слова о Полку Игореве", где автор (князь Игорь) только под самый конец вспоминает, что живет в христианской стране, населенной, правда, даждьбожьими внуками (с подобным православием и я согласен); но и в Германии примерно те же споры кипели вокруг "Песни о Нибелунгах" - а это уже XIII век - зрелое средневековье!  Пух пишет:   Христианство, как ни крути, оказалось наследником (практически монопольным) античной цивилизации.    Согласен, но это не значит, что без христианства (АИ мир без христианства) античное наследие не нашло бы иного канала для сохранения и передачи.
Радуга: Пух пишет:   1. "Проницаемость". Для политеиста, "язычника", заведомо приемлема мысль о том, что есть другие боги, кроме его собственных.   Верно. Об этом я как-то позабыл.    sas пишет:   Ну-ка,ну-ка..Так против какой из "великих религий" резко выступал Чингисхан?   Я не зря там в скобочках добавил "де-факто".  Чингиз соравл создание несторианского гос-ва (не факт, что оно появилось бы, но процессы шли...).  Чингиз разрушил сильнейшее мусульманское гос-во того периода (в Евразии).  Т.е. - все действия Чингизхана нанесли огромный вред "великим религиям" вне зависимости от взглядов Чингиза.    ВЛАДИМИР пишет:   Никто. Само получалось. Или же ехал древний грек в Египет и привозил оттуда сувениры - статуэтки и проч (вроде как сейчас туристы из Африки или Латинской Америки). И это становилось частью его жизни.   Это его выбор. Никем ему не навязанный.  И сравнить с действиями христиан/мусульман/буддистов...
sas: Радуга пишет:   Т.е. - все действия Чингизхана нанесли огромный вред "великим религиям" вне зависимости от взглядов Чингиза.  действия крестоносцев тоже приносили вред "великим религиям"....
Пух: ВЛАДИМИР пишет:   Все это ведет к религиозному синкретизму типа современного африканского.    Разумеется, несколько веков (в разных регионах этот срок разнился) после формального принятия элитой христианства так и было. Но тут есть еще один фактор - в ту эпоху христианство было более пластичным и легче перестраивалось под влиянием политеистической среды. В Африку христианство (разных конфессий) пришло более "застывшим". Но сейчас в Африке идут очень интересные религиозные процессы...  ВЛАДИМИР пишет:   Согласен, но это не значит, что без христианства (АИ мир без христианства) античное наследие не нашло бы иного канала для сохранения и передачи.   Думаю, тут весь вопрос во времени развилки. После 6 в. античная культура уже плотно "приватизирована" христианством, особенно в Западной Европе. Как ни странно, позднее может помочь ислам - это альтернативное хранилище части античного наследия. Сама Европа узнала Аристотеля от арабов.  Радуга пишет:   Т.е. - все действия Чингизхана нанесли огромный вред "великим религиям" вне зависимости от взглядов Чингиза.    Не стоит путать мировую религию и конкретного ее социокультурного носителя. Несмотря на весь масштаб монгольских завоеваний, религиозная картина мира изменилась незначительно. Система, созданная Чингисханом и его сподвижниками, не носила религиозного характера и не была альтернативой какой-либо религии. Скорее ее можно сравнить с законами Ликурга - тоже оказавшими громадное воздействие, но не религиозными. Спартанцы, при всей уникальности своего сообщества, в религиозном плане были обычными эллинами-политеистами.
ВЛАДИМИР: Пух пишет:   Но тут есть еще один фактор - в ту эпоху христианство было более пластичным и легче перестраивалось под влиянием политеистической среды.    Согласен.  Но заметьте, католицизм, как система иерархическая, устоявшаяся, в т.ч. догматически, дал мало ответвлений в синкретику в Африке, а основные синкретические течения возникали на базе протестантизма (более "вольного" в интерпретациях), в т.ч. маргинального, в т.ч. например, иеговистов.
ВЛАДИМИР: sas пишет:   действия крестоносцев тоже приносили вред "великим религиям"....   Например?
Пух: ВЛАДИМИР пишет:   основные синкретические течения возникали на базе протестантизма   У меня как раз обратная информация. Именно католицизм в синтезе с местными верованиями дал наиболее яркие и парадоксальные для европейца результаты.   Например, Дева Мария как богиня плодородия (Восточная Африка), Бог-Отец как прародитель духов леса (Габон).  Кстати, африканский ислам тоже очень своеобразен. Ибн Батутта большинство тамошних "мусульман" считал ярыми язычниками, приводя любопытные примеры.  
ВЛАДИМИР: Есть хорошая монография: Шпажников Г.А.  Религии стран Африки. М.,1981  Не смотря на дату, информация не устарела.  2Большинство христианско-африканских церквей и сект возникло в результате выхода части верующих из протестантских организаций" (с 33).  Могу поподробнее.
sas: ВЛАДИМИР пишет:   Например? Например, резня мусульман в Иерусалиме или взятие Константинополя-чем не вред для "великих религий"?
ВЛАДИМИР: sas пишет:   резня мусульман в Иерусалиме    Первое - явная польза для христианства, хотя и вред для ислама.  Второе - то же самое.
sas: ВЛАДИМИР пишет:   хотя и вред для ислама. Второе - то же самое. Вот видите! Таки вред ;)
Радуга: Пух пишет:   Несмотря на весь масштаб монгольских завоеваний, религиозная картина мира изменилась незначительно. Система, созданная Чингисханом и его сподвижниками, не носила религиозного характера и не была альтернативой какой-либо религии. Скорее ее можно сравнить с законами Ликурга - тоже оказавшими громадное воздействие, но не религиозными. Спартанцы, при всей уникальности своего сообщества, в религиозном плане были обычными эллинами-политеистами.   Верно. НО Чингиз показал, что возможна альтернатива принятию "новой веры", путем создания "свода законов" (ИМХО - и Яса и законы Ликурга это попытка создать новые "норпмы морали", а не просто введение новых законов).    sas пишет:   действия крестоносцев тоже приносили вред "великим религиям"....   Вред одним, но пользу другим.  В то время как действия Чингизхана "сделали гадость" всем. (точнее - Эта "гадость" не принесла пользы ни одной из иных религий).    
sas: Радуга пишет:   В то время как действия Чингизхана "сделали гадость" всем. (точнее - Эта "гадость" не принесла пользы ни одной из иных религий).  1.Так Вы определитесь,была гадость или не была?  2. А если я скажу, что в долгосрочной перспективе Чингисхан сыграл на руку мусульманам? ;)  
ВЛАДИМИР: Радуга пишет:   Чингиз показал, что возможна альтернатива    Точнее Империя Чингисхана была единственным СВЕТСКИМ государством своей эпохи.  За это-то тогдашние демократы ее и ненавидели...
Пух: Радуга пишет:   Верно. НО Чингиз показал, что возможна альтернатива принятию "новой веры", путем создания "свода законов"   Альтернатива? Хорошее слово!       А серьезно - разве она реально была? То есть разве Степь готовилась принять некую веру? Нет. Было религиозное многообразие - и тибетский буддизм, и шаманизм, и несторианство. И оно сохранилось. Ведь и другие степные империи - хунну, тюрков, стороились на неконфессиональной основе, "поверх" верований входящих в них сообществ.  И эффективность Ясы тоже вызывает вопросы - она не сохранилась как реально действующая система ценностей и сложно судить, насколько долго и полно ею определялась жизнь монголов.  ВЛАДИМИР пишет:   За это-то тогдашние демократы ее и ненавидели...   Какого, извините, черта, делать такие заявления? И эту тему под флеймом погрести? Достало.