Форум
Второй Трафальгар - сражение в Северном Море 19 мая 1901 года.
Граф Цеппелин: ... Развивая максимальный ход в 18 узлов "Шарль Мартелл" с четырехградусным креном на правый борт вернулся на рейд Гавра. Он был единственным уцелевшим из трех однотипных кораблей, вышедших этим утром из Гавра. Остальные два лежали на дне Северного Моря, разрушенные британскими снарядами. Впрочем, он был вообще единственным уцелевшим кораблем из той гордой армады, которая шла сквозь Северное Море, сопровождая идущие на океанские коммуникации Великобритании миноносцы. Все остальные корабли Союзного франко-русского флота уже лежали на дне. "Сюфферн", "Голуаз", и "Шарлеман" погибли в самом начале сражения, когда движущиеся в строе кильватера союзнические корабли были атакованы в Северном Море семнадцатью британскими броненосцами класса "Маджестик" и "Формидейбл". Метания в строительстве флота во Франции сыграли плохую службу - уже сложившаяся концепция боевых действий в строе фронта была нарушена постройкой броненосцев серий “Сюфферн” и ”Шарлеман”, строившихся в рассчете на линию кильваттера. В итоге ни один боевой строй не мог быть оптимален для всех кораблей французского флота, чьи действия были дополнительно усложнены тихоходными русскими броненосцами. В итоге боевое построение французов представляло собой некий вид построения пелленга, из которого, как считали адмиралы, будет возможно легко перейти в линию кильватера или в линию фронта по необходимости. Как показала практика, они ошибались. Обрушившиеся на союзный флот британские снаряды произвели катастрофическое действие на французские броненосцы. Все военно-морские теоретики утверждали, что площадь бронирования на французских кораблях недостаточна – сражению в Северном Море пришлось доказать это на практике. Получая громадные пробоины от британских снарядов, французские корабли попадали под действие волнения, не утихавшего с утра. Волны хлестали в огромные пробоины, увеличивая крен броненосцев. Так погибли все три корабля класса “Марсо” – их броневые пояса даже ни разу не были пробиты, но разрушения в надводной части и недостаток остойчивости привели к тому, что все эти корабли перевернулись во время поворота в конце сражения. Под британским огнем построение французских кораблей разрушилось мгновенно. Попытавшиеся перестроится для отражения атак корабли от полученных повреждений начали рыскать и разрушили линию кильватера. В течении нескольких минут во французском флоте царил хаос, усугубленный ужасающим взрывом флагмана – “Сюфферн”, пораженного британским снарядом в артиллерийский погреб. Принявший командование вице-адмирал Оруэн повел корабли на прорыв из смертельной ловушки, поставленной британским флотом, рассчитывая развернуться, обогнать кильваттерную колонну “Маджестиков” и уйти, пользуясь быстроходностью своих кораблей. Один за другим французские броненосцы поворачивали на врага, стремительно сближаясь с ним. Начался ближний бой – и выявился страшнейший из просчетов Оруэна. Видя катастрофическое действие британской тяжелой артиллерии на французские корабли и считая, что действие его тяжелых орудий будет по крайней мере сопоставимо с британскими снарядами, он не учел отличной защищенности скорострельной артиллерии на британских кораблях, стоявшей в отдельных казематах, в отличии от недостаточно защищенной артиллерии французских кораблей и обрушившийся на его корабли при сближении шквал снарядов стал для него полной неожиданностью. Небронированные борта французских броненосцев были разнесены вдребезги. Один из снарядов пробил рулевой механизм “Жорегибери” и огромный броненосец, описав беспомощную дугу взорвался и затонул под шквалом снарядов. Броненосцы “Сен-Луис” и “Хосе”, оказавшиеся ближе всего к построению противника были расстреляны градом снарядов, разрушивших их незащищенный борт и потеряв ход, были вынуждены спустить флаги. От всей французской эскадры остались только “Бувэ”, ”Карно”, “Массена”, ”Чарльз Мартел”, “Бреннус” и три броненосца серии “Марсо” которые сумели совершить поворот и сейчас уходили от британцев. Под мощный огонь британского флота попали три тихоходных броненосца серии “Марсо” с их малой остойчивостью и узкими броневыми поясами. От полученных поврежденй на “Бреннусе” уменьшился ход до 14 узлов, не говоря уже о броненосцах серии “Марсо”, которые и так не могли в такую погоду развивать более 15, а сейчас не выдавали и 14 – было ясно, что уйти от противника эти корабли не смогут, и пытаясь их спасти, адмирал Оруэн бросил в бой миноносцы. Перегруженные углем до предела, почти лишенные мореходности, и не развивающие в такую погоду более 14-15 узлов, французские миноносцы устремились в атаку. На их пути встали корабли Российской Империи, шедшие в арьергарде флота, и вынужденные огибать их миноносцы несколько раз сталкивались с ними и друг с другом. Но в итоге русские броненосцы были обойдены, и тридцать французских миноносцев без всякой организации и порядка устремились в атаку. Атака французских миноносцев была немедленно встречена. Стоявшие до этого за линией броненосцев бронепалубные крейсера британского флота немедленно вышли вперед вместе с контрминоносцами, атакуя французские миноносцы своей артиллерией. Перегруженные углем французские миноносцы стали легкими жертвами мощнейшего артиллерийского огня. Видя разрушение своих миноносных сил, адмирал Оруэн приказал кораблям флота открыть огонь по британским крейсерам. Эта задача была выполнена, и пять британских крейсеров были потоплены. Впролчем, французы потеряли все свои миноносцы, ценой трех торпедных попаданий в броненосцы “Принц Георг”, ”Магнифишент ” и ”Маджестик”, от которого “Принц Георг” затонул. Великобритания контратаковала немедленно. Так как, отражая торпедные атаки, броненосцы класса “Маджестик” отклонились от курса и уже не могли догнать уходящие на максимальном ходу французские корабли, кроме броненосцев “Марсо” британский адмирал приказал пустить в ход собственные британские миноносцы. И армада британских миноносцев, контрминоносцев и торпедно канонерских лодок устремилась на французские корабли. Первым погиб “Бреннус” – от полученных повреждений, корабль все глубже зарывался носом в волны пока, наконец, не начал кренится на нос. Экипаж покинул корабль, который затонул через несколько часов, на шлюпках. Проходя мимо неподвижного броненосца британские миноносцы были атакованы его артиллерией, но выпущенные ими по французскому кораблю “Бреннус” торпеды цели не достигли. Основной целью командиры британских миноносцев ставили атаковать и потопить наиболее быстроходные и современные корабли французского флота – броненосцы “Бувэ”, ”Карно”, “Массена” и ”Чарльз Мартел”. Поэтому ни “Бреннус” ни три броненосца класса “Марсо” атаке не подверглись. Первые атаки были произведены на броненосец “Массена”, который шел вторым в эскадре. Адмирал Оруэн приказал всем кораблям совершить резкий маневр, надеясь, что британские миноносцы не станут подставляться под сильное волнение бортом и французские броненосцы сумеют увеличить дистанцию. Этот маневр оказался фатальным для трех броненосцев серии “Марсо” – “Марсо”, ”Мажента” и ”Нептун”, которые от полученных в бою с эскадрой британских броненосцев класса “Маджестик” и нехватки остойчивости опрокинулись и затонули, так и не получив ни единого пробившего их броневой пояс попадания. Британские миноносцы атаковали “Карно” и ”Массену”, который, получив две торпеды, затонул. Эскадренному броненосцу “Карно” повезло больше – он сумел уклонится почти от восьми торпед, но девятая ударившая в его корму лишила корабль маневренности и он был потоплен двумя торпедами. Остальные два броненосца сумели увеличить дистанцию и уйти, но “Бувэ” от полученных повреждений потерял ход, и затонул в двухстах милях от Гавра. В итоге, “Чарльз Мартел” был единственным броненосцем, который вернулся на рейд Гавра – единственный из пятнадцати кораблей, гордости Франции. Шедшим в составе эскадры семи русским броненосцам повезло еще меньше. С самого начала в организации управления эскадрой выявились сложности, решить которые так и не удалось – в итоге, когда адмирал Оруэн отдал приказ отворачивать, шедшие в кильваттере русские броненосцы его просто не распознали и продолжили двигаться прямо под огонь “Формидэйблов”. Прямоые попадания обркушились на “Петропавловск ” и “Полтаву”. Ответный огонь этих броненосцев был мощным и точным, но большая часть их орудий очень быстро вышла из строя. Продолжая движение, эти броненосцы в итоге были разрушены огнем британских кораблей на малой дистанции и довольно быстро затонули. Два броненосца-тарана “Император Александр II” и ”Император Николай I” попытались развернуться для атаки “Маджестков”, но пересекли курс отряду французских миноносцев, устремившихся в атаку. Пытаясь избежать столкновения с ними, “Император Александр II”, маневренность которого была временно ослаблена от полученных повреждений, врезался в своего соседа, который вскоре затонул. Развернувшись, русский броненосец обнаружил, что катастрофически отстал от своих, и, так как ход его упал до 11 узлов, был вынужден сдаться подошедшим британским кораблям. Броненосец “Сисой Великий”, вместе с “Наварином” и “Петропавловском”, сумел, благодаря своей броне, пройти оюбласть обстрела британского флота, но был потоплен торпедой, выпущенной с брононосца “Имплэсэйбл” Броненосцу “Наварин” не повезло. Пройдя обстрел британских броненосцев класса “Формидэйбл” без особого вреда для себя, он был атакован шедшими в хвосте эскадры броненосцами “Коллингвуд”, ”Нил” и ”Трафальгар” и разрушен огнем с близкой дистанции, после чего экипаж покинул разрушенный броненосец и сдался британцам. Этот корабль завершил список русских кораблей, погибших в сражении. Броненосец “Севастополь” сумел выйти из-под огня британского флота и затеряться в наступавших сумерках. Никем не замеченный, ночью он проскочил вдоль побережья Великобритании, собираясь утром прорваться к своим берегам, но подорвался на минном заграждении у Абердина и выбросился на мель. Утром экипаж покинул броненосец, который вскоре затонул и сдался британцам. Сражение в Северном Море завершилось. Флот Союзников был разбит полностью. Из двадцати броненосцев в гавань вернулся один. Британцы потеряли три броненосца – “Принц Георг”, потопленный торпедами, ”Магнифишент ”, подорвавшийся после боя на мине, и ”Лондон”, получивший тяжелые повреждения и выскочивший на камни возвращаясь в Британию. Итогом этого сражения, впоследствии названного “Вторым Трафальгаром” стало подтверждение власти Великобритании на морях!
Ostgott: Граф Цеппелин пишет: Но от этого много чего зависело! Если достигнуть количества, частоты и удачностьи японских попаданий, что из описания не следует. Граф Цеппелин пишет: Корабли несколько не того времени - "Маджестики" обладали очень хорошей устойчивостью! При чем здесь устойчивость? Порты низкорасположенные заливало. Граф Цеппелин пишет: Да у всех кого можно, например - серия "Марсо", которых при резком развороте накреняло на 10-15 градусов. Строя достаточно узкие корабли с множеством надстроек (общая беда всех французских броненосцев) и высоко расположенной артиллерией очень трудно добиться хорошей остойчивости! Все броненосцы Франции считались быстроходными, мореходными - но с плохой остойчивостью! А на сколько кренился в тех же условиях Роял Соверин? Граф Цеппелин пишет: У французов скорострельная артиллерия в башнях, которые на "Чарльзе Мартеле" снизу вообще не бронированы - да и броня на вспомогательной артиллерии у французов тоньше - 100 миллиметров против 150 - не говоря уже о том, что в случае выхода из строя в то время еще не очень надежных механизмов поворота или повреждения даже небольшим снарядом основания, башня вообще неприменима - в отличии от артиллерии в казем атах на броненосцах! Так что в случае получения повреждений - французские башни выйдут из строя очень быстро, в то время как британские казематы надо расколотить прямыми попаданимями. У "Маджестиков" защита вспомогательной артиллерии считалась сильнейшей в мире! Еще раз - снизу - барбет. У современников Карла Мартелла - Роял Соврин - вообще шестидюймовки на палубе открыто стоят. Так что претензии к франкам - излишни, да. Кстати, что 100, что 150 - одинаковы по отношению к средней артиллерии и одинаково не держат ГК. У Канопусов про между прочим вообще шестидюймовый пояс. Гарвеевская, ага, - первые кандидаты на дно. Граф Цеппелин пишет: За французов - потому что я не могу понять, какое построение для них оптимально - выходит, что в любом построении эффективность части кораблей будет недостаточной! И поэтому французы будут метаться ВО ВРЕМЯ БОЯ. ЧИТЕРСТВО!!!!!!!!!!!!!!111111111111111
Граф Цеппелин: Ostgott пишет: При чем здесь устойчивость? Порты низкорасположенные заливало. На "Маджестиках"-то? Что-то сомневаюсь! Ostgott пишет: Еще раз - снизу - барбет. У современников Карла Мартелла - Роял Соврин - вообще шестидюймовки на палубе открыто стоят. Так что претензии к франкам - излишни, да. То, что в бою с "Маджестиками" вспомогательная артиллерия французов будет уязвимее это не отменяет! У меня "Ройал Соверены" и "Канопусы" в сражении не участвуют! Ostgott пишет: И поэтому французы будут метаться ВО ВРЕМЯ БОЯ. ЧИТЕРСТВО!!!!!!!!!!!!!!111111111111111 Метались они у меня по другой причине - не особенно удачное построение - пелленга - и взрыв флагмана в начале сражения!
Ostgott: Граф Цеппелин пишет: На "Маджестиках"-то? Что-то сомневаюсь! Ну если при Коронеле Мажестики были, то да... Граф Цеппелин пишет: То, что в бою с "Маджестиками" вспомогательная артиллерия французов будет уязвимее это не отменяет! У меня "Ройал Соверены" и "Канопусы" в сражении не участвуют! Это у Мартелла-то или Бреннуса? Да ни фига. У англов - осколок 305 мм над казематом 152 мм и немедленная вальхализация. Да, а кем Вы до 17 штук добиваете-то? Граф Цеппелин пишет: Метались они у меня по другой причине - не особенно удачное построение - пелленга - и взрыв флагмана в начале сражения! Да, читерство не только с построением, но со взрывом ala потенциальный Фудзи я тож заметил. У Сюффрена как бы не 152 мм щиты, а полноценное бронирование для сведения.
Граф Цеппелин: Ostgott пишет: Ну если при Коронеле Мажестики были, то да... При Коронеле были как раз не "Маджестики" - вот поэтому и сомневаюсь! Ostgott пишет: Это у Мартелла-то или Бреннуса? Да ни фига. У англов - осколок 305 мм над казематом 152 мм и немедленная вальхализация. Да, а кем Вы до 17 штук добиваете-то? У французов - одно попадание под башню или в основание башни - и орудие уже не повернешь! Ostgott пишет: Да, читерство не только с построением, но со взрывом ala потенциальный Фудзи я тож заметил. У Сюффрена как бы не 152 мм щиты, а полноценное бронирование для сведения. Флагман - согласен, читерство!
Ostgott: Граф Цеппелин пишет: При Коронеле были как раз не "Маджестики" - вот поэтому и сомневаюсь! А Вы высоту расположения среднего калибра у "коронельцев" с Мажестиками сравните. Граф Цеппелин пишет: У французов - одно попадание под башню или в основание башни - и орудие уже не повернешь! Опыт Цусимы, где были ухудшенные французские башни это опровергает. Они клинились токмо когда борта вокруг совсем разворочены и на этапах, когда совсем ничего это не решало. Граф Цеппелин пишет: Флагман - согласен, читерство! И рисунок боя тоже. Сделайте поведение франков более адекватным. Два бездарных Вильнева за неполных 100 лет - многовато для маленькой трудолюбивой Франции.
Граф Цеппелин: Ostgott пишет: А Вы высоту расположения среднего калибра у "коронельцев" с Мажестиками сравните. Попробую! Ostgott пишет: Опыт Цусимы, где были ухудшенные французские башни это опровергает. Они клинились токмо когда борта вокруг совсем разворочены и на этапах, когда совсем ничего это не решало. Граф Цеппелин пишет: Ну, огонь при Цусиме тоже вели не две эскадры британских броненосцев с разных сторон! Ostgott пишет: И рисунок боя тоже. Сделайте поведение франков более адекватным. Два бездарных Вильнева за неполных 100 лет - многовато для маленькой трудолюбивой Франции. Гм... а что могут сделать французы еще, кроме как попытаться как можно быстрее прорваться и выйти из ловушки между двумя британскими кильваттерными колоннами?!
Ostgott: Граф Цеппелин пишет: Ну, огонь при Цусиме тоже вели не две эскадры британских броненосцев с разных сторон! Зато вели артиллеристы, имеющие боевой опыт. Мне так кажется, что огонь японцев был поэффективнее огня британцев в данной альтернативе. Граф Цеппелин пишет: Гм... а что могут сделать французы еще, кроме как попытаться как можно быстрее прорваться и выйти из ловушки между двумя британскими кильваттерными колоннами?! Ну ежели схема будет, то и парирование обсуждать можно. А так непонятки одни. Строй пеленга, влево, вправо? Откуда британцы возникли вдруг неожиданно, крейсера у франкоруссов перетопли штоль все, или британские ЭБР на самом деле подлодки? И т. д. и т. п.
Граф Цеппелин: Ostgott пишет: Зато вели артиллеристы, имеющие боевой опыт. Мне так кажется, что огонь японцев был поэффективнее огня британцев в данной альтернативе. Граф Цеппелин пишет: Ну, у французов огонь будет ничуть не сильнее! Ostgott пишет: Ну ежели схема будет, то и парирование обсуждать можно. А так непонятки одни. Строй пеленга, влево, вправо? Откуда британцы возникли вдруг неожиданно, крейсера у франкоруссов перетопли штоль все, или британские ЭБР на самом деле подлодки? И т. д. и т. п. Ладно, скоро выложу схему. Построение французов - линия пелленга вправо, корабли построены группами состоящими из кораблей примерно одного типа - крейсера у французов есть, но я пока еще не знаю точно, куда их поместить - возможно, стоит их втянуть в предварительное сражение с британскими крейсерами?!
Ostgott: Граф Цеппелин пишет: Ну, у французов огонь будет ничуть не сильнее! Никто и не спорит. Граф Цеппелин пишет: Ладно, скоро выложу схему. Ждём. Кстати для набирания английской эскадры: Эскадренных броненосцев класса "Формидейбл" - 1 (и тот вступил в строй в 1901 году, 5 вступают в 1902 году) Эскадренных броненосцев класса "Канопус" - 5 (Альбион вступает лишь в 1902 году, из пяти два вступили в 1901 году) Эскадренных броненосцев класса "Маджестик" - 9 Эскадренных броненосцев класса "Ройал Соверен" - 7 Эскадренных броненосцев класса "Худ" - 1 Эскадренных броненосцев класса "Трафальгар" - 2 Эскадренных броненосцев класса "Энсон" - 5 Эскадренных броненосцев класса "Коллингвуд" - 1 Эскадренных броненосцев класса "Виктория" - 1 Из этих 32-х и набирайте 17.
Вольга С.лавич: Ostgott пишет: Кстати для набирания английской эскадры: В 1901 г. у Англии было Флот Канала - 6 Маджестиков, 2 Ривенджа. Средиземноморский флот - 2 Канопуса, 3 Маджестика, 4 Ривенджа, Реноун Китайская станция - 2 Канопуса, 2 Центуриона Береговая оборона и резерв - Ривендж, Худ, 2 Нила, Санс Парейл, 6 Адмиралов + Колоссус, Девастейшен и Александра.
Ostgott: Вольга С.лавич пишет: В 1901 г. у Англии было Цитадельные я забыл, да.
Граф Цеппелин: Ostgott пишет: Цитадельные я забыл, да. Ну, я несколько увеличил темпы постройки кораблей - как, скорее всего, и было бы в действительности, если бы дело шло к созданию антибританской русско-французской коалиции - так что думаю, даты вступления в строй вполне могут быть ускорены интенсивной подготовкой к войне - впрочем, может быть перенести время действия на 1902 год - тогда большинство кораблей будут ближе по датам вступления в строй!
Ostgott: Граф Цеппелин пишет: Ну, я несколько увеличил темпы постройки кораблей - как, скорее всего, и было бы в действительности, если бы дело шло к созданию антибританской русско-французской коалиции - так что думаю, даты вступления в строй вполне могут быть ускорены интенсивной подготовкой к войне - впрочем, может быть перенести время действия на 1902 год - тогда большинство кораблей будут ближе по датам вступления в строй! Нет уж извольте играть теми картами, что сданы! Тасовать эскадры - пожалуйста, а ускорять ввод - читерство за англичан. У франков максимум 3 можно ускорить, а у англов - до фига 1902-3 на подходе. Кстати - франки: Эскадренных броненосцев класса "Charlemagne" - 3 Эскадренных броненосцев класса "Bouvet" - 1 Эскадренных броненосцев класса "Massena" - 1 Эскадренных броненосцев класса "Carnot" - 1 Эскадренных броненосцев класса "Jaureguiberry" - 1 Эскадренных броненосцев класса "Charles Martel" - 1 Эскадренных броненосцев класса "Brennus" - 1 Эскадренных броненосцев класса "Hoche" - 1 Эскадренных броненосцев класса "Marceau" - 3 Эскадренных броненосцев класса "Amiral Baudin" - 2 Эскадренных броненосцев класса "Amiral Duperre" - 1 Итого: 16 +Броненосцев береговой обороны класса "Terrible" - 4
Вольга С.лавич: Ostgott пишет: +Броненосцев береговой обороны класса "Terrible" - 4 Вы ещё забыли ББО типов Вальми и Бувин - в сумме 4, относительно современные корабли. По французам у меня есть расстановка только на 1904. - Канал - 4 ЭБР + 2 ББО. Средиземка - 9 ЭБР. Прочее в резерве. Русский балтийский флот - Пересвет, 3 Полтавы, Наварин, Сисой, 2 Императора, 3 Ушакова. Считаем. Пересвет и русские БрКр в океане, за ними гоняются броненоснцы китайской станции - 2 Канопуса, 2 Центуриона. Сводим всё новое в эскадры Англия 2 Канопуса, 9 Маджестиков, Реноун, 7 Ривенджей, Худ, 2 Нила (последние можно исключить, у них мореходность плохая). Союзники Франция 9 ЭБР (вплоть до Бреннуса), Россия 3 Петропавловска+Сисой - у всех кораблей ГК лучше, чем у британцев (кроме 2 Канопусов) Кроме того, в союзную эскадру могут включить 4 "Ромба" и 8 "больших" французских ББО+ 2 Императора и Наварин. Британские 6 Адмиралов+Санс Парейл имеют откровенно глючный ГК и недостаточную мореходность.
CheshireCat: Кстати а почему так бездарно используются русские ЭБРы? 3 Петропавловска - это корабли которые лучше большей части английских, Нварин и Сисой в это время вполне котируются, схема бронирования не намного хуже "Трафальгаров", а Нахимов где? в эскадренном бою ему место есть, по тем временам вполне себе мощный крейсер.
Ostgott: Кстати второй Трафальгар описывался на 1905-й год в Trafalgar Refought, там же описание еще нескольких ВМФ-альтернативок: http://www.geocities.com/GunboatMissionary/PDinMedia.html