Форум

Периодическая Таблица Мировых Цивилизаций (есть свежий ром... то есть АИ)

ВЛАДИМИР: В настоящий момент (2006 год) в мире насчитывается 14 локальных цивилизаций, возникших в разные периоды предшествующей истории, а поэтому развивающихся в разных ритмах и направлениях. Культурные взаимовлияния в современном мире, конечно, создают дополнительную пестроту, однако, коренные цивилизационные типы сохраняются почти без изменений, лишь ассимилируя иноземные импульсы, и сами – в свою очередь служат источником влияний. Связь цивилизации с пассионарным толчком и формирующимся в его результате суперэтносом – связь котла и пламени (т.е. цивилизация, теряющая данный источник энергии, быстро превращается в реликтово-археологический эрзац). В настоящий момент существуют: 1) Западная цивилизация (страны Европы, некогда католическо-протестантские, и их заокеанское продолжение – США, Канада, Австралия и Новая Зеландия). Существует с VIII века и в данный момент находится в состоянии общего кризиса, связанного, прежде всего, с возрастом – 1200 лет. С 60-х гг. ХХ века стала полем суперэтнических контактов. Физически количество носителей заметно сокращается, особенно в Европе и замещается представителями других суперэтносов (после 1960 года почти исчезли реликты западноевропейцев в Африке – Алжир, Кения, Зимбабве, Ангола и исчезают в ЮАР). К концу XXI века перейдет в состояние реликта (Новая Зеландия?) Архетип – Фауст. Парадигма: бесконечная дробь. 2) Российская (Россия, Украина, Белоруссия). Существует с XIV века и в данный момент находится на завершающем этапе возрастного кризиса фазы надлома (XIX-XX вв). Испытывает культурно-информационное давления со стороны Западной цивилизации и демографическое давление с юга. Потенциально может просуществовать еще 500 лет (период «золотой осени» и обскурации). Архетип – Обломов. Мусульманская цивилизация отнюдь не едина, но более внимательное рассмотрение этой традиционной целостности позволяет выделить не менее четырех цивилизаций. 3) Турецкая (Турция). Существует с XIV века и в данный момент находится на этапе начала «золотой осени» (аналогично европейскому XVII веку). К ней же можно отнести современные арабские страны, которые в XVI-XIX вв. были реанимированы турецкой, а затем кавказской пассионарностью и представляют очень пеструю картину реликтовых групп, задержано-иннерционных общностей и достаточно пассионарных консорций. 4) Иранская (Иран). Существует с XVI века и обязана своим существованием монгольской пассионарности, щедро рассеянной по Евразии в XIII-XIV вв. При этом в самом Иране существуют реликты арабо-мусульманской цивилизации VI-XVIII вв. Может просуществовать еще 400 лет. Сюда же можно отнести мусульман Средней Азии и Синьцзяна. 5) Условно называемая «Пакистанской» цивилизация, сформировавшаяся на наших глазах в ХХ веке (Пакистан и Афганистан). Пакистанские этносы находятся в самом начале цикла этногенеза: переход от инкубационного периода к пассионарному подъему. Потенциально может существовать еще 1100 лет. Болливуд – в большей степени пакистанский, чем индийский феномен. 6) Нусантрийская (Индонезия и Малайзия) цивилизация, сформировавшаяся в результате пассионарного толчка XVIII века, прошедшего через Японию, Корею, Южный Китай, Индокитай и Суматру. Находится в стадии пассионарного подъема. Мусульманство распространилось в регионе гораздо раньше, но здесь ситуация, аналогичная распространению православия среди восточных славян на 350 лет ранее появления Российской цивилизации. Потенциально может просуществовать еще 1000 лет. Также можно говорить о нарождающихся мусульманских северокавказских этносах, но до создания обширной цивилизации им очень далеко, если это вообще достижимо. Их судьба в чем-то схожа с судьбой даков и иллирийцев в Римской империи I-III вв н.э. 7) Латиноамериканская цивилизация (страны Латинской Америки) – очень синтетическая цивилизация, возникшая в результате смешения индийских, иберо-европейских и африканских элементов. Ее пассионарность явно выше пассионарности североамериканцев, в направлении которых с каждым годом усиливается демографический и культурный нажим (так что будущее США – испаноязычие; английский язык в XXII-XXIII вв сохранится в качестве «мертвого» языка программистов). В силу разнородных смешений крайне трудно оценить цивилизационный возраст Латинской Америки, но все указывает на начало инерционной фазы – периода «золотой осени». Значит, Латиноамериканская цивилизация просуществует еще не менее 500 лет. 8) Китайская цивилизация (четвертая по счету в этой традиции). Возникла в результате пассионарного толчка XVIII века. Просуществует еще 1000 лет. 9) Японская цивилизация (вторая по счету в этой традиции). Возникла в результате пассионарного толчка XVIII века. Просуществует еще 1000 лет. К предыдущим двум цивилизациям примыкают Корея, Филиппины и Индокитай. В случае победы Японии в ВМВ в Восточной Азии сформировалась бы единая Дальневосточная Цивилизация (Великая Сфера Процветания), но история разобщила эти страны. Ничем, подобным ЕС, АСЕАН никогда не станет. 10) Индийская (Индия, Цейлон, Непал, Бангладеш) цивилизация. Возникла в ХХ веке в результате пассионарного толчка, прошедшего от Бенгалии до Балкан. Четвертая по счету в этой традиции. Пассионарный толчок XIX века, разрушил находящийся в фазе обскурации средневековый индийский суперэтнос под управлением инерционной могольской династии. Индийцам и пакистанцам повезло, а вот сикхи, чья пассионарность также была высока, достичь независимости не удалось. Африканские цивилизации. Только профану Тропическая Африка представляется однородным пространством «черных людей». Отличие мадагаскарцев от ангольцев или сенегальцев от сомалийцев во всех разрезах куда больше, чем араба от поляка или немца от грузина. 11) Эфиопская цивилизация – ровесница Турции и России. 12) Малагасийская цивилизация – уникальный изолированный реликт древнеиндонезийской цивилизации I тысячелетия н.э. В конце XIX века Мадагаскар развил активность, но пал жертвой Франции. Впрочем пассионарность малагасийцев весьма велика и в наше время. Есть гипотеза о втором пассионарном толчке XVIII века (Чака-Имерина). 13) Банту цивилизация Южной, Восточной и Центральной Африки. Банту начали распространяться от Великих Озер около I века н.э. 13а) Иногда говорят о цивилизации суахили в Восточной Африке VIII-XVI вв., но она формировалась под мощным воздействием арабов и разделила судьбу арабо-масульманской цивилизации. 14) При всей пестроте Западной Африки можно выделить интересный процесс расселения фульбе на огромных пространствах от Сенегала до Камеруна, распространяющих ислам в Западной Африке. В Х веке фульбе переселились из Сахары в Сенегал, а в XI-XIV вв. оттуда расселялись по всей Западной Африке. Здесь, вероятно, еще один пассионарный толчок. Вероятно, тот же самый, что «толкнул» берберов по другую сторону Сахары. И здесь АИ из цикла НАШЕГО СВЕТЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: Берберская цивилизация в Магрибе и Испании в X-ХХ вв. Помимо вышеназванных 14-ти цивилизаций сохранилось немало реликтов уже почивших в бозе цивилизаций прошлых веков: грузины и армяне – реликт Византии, Монголия – реликт Монголосферы (хотя она не так уж стара, всего на 200 лет старше Российской и сейчас переживала бы период инерции), Исландия – реликт Скандинавской цивилизации VIII-XI вв. Папуасы и циркумполярные этносы Крайнего Севера. В Восточной Европе появились консорции, созданные толчком Бенгалия-Балканы: чеченцы, сербы, албанцы, приднестровцы. Сербы, приднестровцы и албанцы достигли политической независимости.

Ответов - 50, стр: 1 2 All [только новые]

sas: ВЛАДИМИР пишет: Да вроде не при чем... ТОгда зачем? ;)

LAM: Sergey-M пишет: наш вообще то по батюшке будет Николаевич Совсем затеоретизировался, искренне извиняюсь. Конечно же, Николаевич

ВЛАДИМИР: Крысолов пишет: Что совой об пень что пнем о сову. Прекрасная поговорка!

ВЛАДИМИР: Отвечаю на вопрос ув. Константина Ридигера: Почему начало славянской цивилизации следует искать именно в этот момент истории (не позже и не раньше)? Цивилизацией именуется достаточно многочисленная и структурированная общность, обладающая определенными наднациональными ценностями, отличающими ее от других аналогичных общностей, ограниченная во времени сроком 1200-1500 лет и имеющая сходное историческое наследие, по которому она распознается в будущем. Подобно тому, как великие океаны образуются из небольших рифтовых трещин, зачаток каждой цивилизации – группа особо отчаянных и решительных пассионариев, объединившихся с целью изменить мир, - консорция. Консорции существуют на протяжении всего пассионарного цикла, но именно те, которые появляются в латентном периоде, способны по настоящему изменить окружающий мир. Наоборот, консорции, возникшие на заключительных стадиях этногенеза, как правило, лишь отрывают своих членов от окружающего мира, становясь замкнутыми сектами и т.д. Христианская церковь, чей главный поток к V веку стал называться православием, зародилась из консорции апостолов во второй половине I века н.э. Длительный период «скрытого» развития (а еще во начале III века н.э. Диоген Лаэртский ничего не пишет о христианах-философах, значит Тертуллиана он таковым не считал в принципе) объясняется тем, что новая общность зародилась в толще уже существующей, причем достаточно развитой – Античной. Режущее глаз несоответствие крайне скудной информации античных источников о первых 150 годах христианства и великообразных претензиях самих христиан объясняется просто: слишком велика разница в масштабах, которыми мыслили авторы: античных авторов совершенно не интересовала жизнь мелкой секты, а христиане мало интересовались общественно-политической жизнью Римской империи. Последнее примечательно: христиане не засветились практически ни в одном политическом событии до середины III века (!) Было ли это случайностью или осмысленностью? А может быть Дж.Баррет с его исторической статистикой не прав, поскольку идет на поводу традиционного взгляда на историю распространение христианства как на поступательный процесс? Может дело было так: первоначальная вспышка интереса к новому культу в самых широких слоях римского населения (апостольский век – 50-70-е гг. I века), а затем – во II веке спад интереса (как всегда бывает у любителей экзотики), когда численность христианских общин сократилась до нескольких тысяч человек, но в 220-250 гг. резкое увеличение численности христиан на фоне хозяйственного и политического кризиса поздней Империи? Во всяком случае, аполитичность первых христиан резко отличается от поведения евреев в I-II вв н.э., которые дважды поднимали безнадежные восстания (их тоже задел тот же самый толчок). Парадоксально, но появись христианство в варварской среде, мы бы больше знали о его ранней истории – в цивилизованном обществе его слабый голос потонул в общем информационном потоке, а в варварской среде у консорции возможность маневра всегда больше. Вообще, III век стал веком массового производства новых религий. Появились рахманиты (Йемен) и манихеи (Иран). В самом Иране сложился классический зороастризм. Его интернациональное крыло – Митраизм особенно активно распространяется по Риму. В общем и целом, на примере зороастризма видно, что традиционные «языческие» верования вполне могли быть преобразованы в стройную систему, отвечающую потребностям нового этапа «идеологической борьбы» за души. Но все-таки появление христианства датируется не IV, когда он стал официальной религией, а концом I века н.э. Причем, стадии развития византийской пассионарности от наличия столь длительного латентного периода не зависят: в положенный срок Византия вступает в стадию надлома (VII-IX вв), а ее возрождение в 1261-1453 есть не что иное как Мемориальная фаза (ну допустим, в 2070-х гг. американские баптисты отобьют у католиков и прочих эмигрантов Нью-Йорк и Новую Англию, восстановят там расовую сегрегацию на базе библейского фундаментализма и запретят преподавание дарвинизма – это и будет мемориальная фаза Западной цивилизации) – насколько эта «мемория» похожа на Итальянское Высокое Возрождение, которое и останется расхожим образом Запада в грядущих веках, судите сами. У Античной цивилизации вышеописанная мемориальная фаза не состоялась, и реликтов она (в отличие от Великоандаманской морской цивилизации) не оставила. Что же касается славян, то здесь исследователь сталкивается с главной проблемой славяноведения: диспропорцией между колоссальной развитостью земледельческого типа сознания и культуры, для которого необходимо несколько тысячелетий (мой научный руководитель студенческих времен профессор В.В.Селиванов оценивал этот срок в 5000 лет, т.е. славяне сформировались в III тысячелетии до н.э.; подобно глоттохронологии здесь есть «период полураспада», вернее «период сложения») и относительной «молодостью» упоминания о славянах в античных источниках. Земледельческий архетип славянской культуры выражен не менее сильно, чем в Китае, Древнем Египте или Двуречье, где как известно цивилизационным формам предшествовала длительная – несколько тысячелетий – земледельческая традиция. Но почему же столь развитая земледельческая культура, не так уж далеко отстоявшая от Греции, выпала из поля зрения Геродота и его современников, например? Я в 1994 году даже выдвинул гипотезу, что славяне геродотовых времен – это агафирсы, обитавшие в Паннонской котловине, и имевшие огромное войско, которое стояло близ современного Бухареста, когда Дарий вторгся в Скифию. Потом их выбили из Паннонии кельты, и отсюда начинается история славян в Восточной Европе (эту т.з., кстати, разделял и Нестор-летописец). Другая гипотеза определает агафирсов как нераспавшийся на отдельные языковые группы «айсберг» древних трипольцев либо их часть потока в западноевропейском направлении. К счастью, дотошные римские писатели I-II вв. упоминают о славянах – венедах. Тацит пишет о заимствовании венедами многого из сарматских обычаев и о том, что венеды «простирают свои разбойничьи набеги» от финнов до устья Дуная. Примечательно: а) заимствование обычаев другого (причем, принципиально другого!) народа и б) активные походы на сотни километров. Племя, живущее вдали от пассионарных толчков в сонном состоянии геомеостаза, не способно ни на первое, ни на второе. Значит, славяне уже в I веке обладали заметной пассионарностью. Но не ранее, поскольку они были бы упомянуты в этом случае ранее. Местозарождением славянства следует считать северо-восточные склоны Карпат, где около 1 года н.э. обитало до 100000 протославян (все остальные места в Европе того времени уже заняты: желание некоторых славяноведов расселить славян на территории от Волги до Гамбурга – суть политиканство и извращенно понимаемая концепция «исторических прав» на территорию обитания). Право на территорию имеет тот, кто ей владеет, а в будущем право на нее будет иметь тот, кто ею завладеет, опираясь не на древние пергаменты, а на силу оружия и плодовитость женщин. Все прочее – старческий дебилизм западной юриспруденции и международного права. Пассионарный толчок I века н.э. поднял готов, славян, даков, христиан-будущих византийцев, талмудических евреев и аксумитов. Их судьбы сложились по разному, но все они переживали синхронные этапы развития, хотя и не все дожили до конца цикла.

Curioz: Крысолов пишет: Россия - это специфическая часть европейской цивилизации Где проходит граница между "специфической частью" и отдельной цивилизацией? ПМСМ - отличий от Запада у России вполне достаточно, чтобы тянуть на отдельную. Украину с Белоруссией можно признать частью Европейской цивилизации с несколько бОльшим основанием, но натяжки неизбежны и здесь...

Крысолов: Curioz пишет: Где проходит граница между "специфической частью" и отдельной цивилизацией? Послушайте. II Рейх тоже говорил о своей особости. И его тоже боялись и в "НАТО" не брали. Как затык в мозгах прошел - все их тут же признали европейцами исконно-посконными. Никакой Русской цивилизации нет. Есть либо Европа, либо Азия. Все. Curioz пишет: ПМСМ - отличий от Запада у России вполне достаточно, чтобы тянуть на отдельную Никаких кардинальных отличий.

ВЛАДИМИР: Крысолов пишет: Есть либо Европа, либо Азия. Все. То есть отличие японца от араба для Вас не больше, чем англичанина от... украинца (допустим)?????????????

Doctor Haider: LAM пишет: Тут календарных cроков нет. (Т.е. с моей точки зрения нет трёх или четырёх китайских цивилизаций – была одна, несколько раз обновлявшаяся, но с сохраняющимися структурными очертаниями). Вот это уже более интересно!

Крысолов: ВЛАДИМИР пишет: То есть отличие японца от араба для Вас не больше Под Азией я подразумеваю вот эту арабо-тюркское болото. Дальний восток - нечто иное. Вропочем, куда ближе к Азии. ВЛАДИМИР пишет: чем англичанина от... украинца Какие у этих двоих отличия?

Curioz: Крысолов пишет: Как затык в мозгах прошел - все их тут же признали европейцами исконно-посконными. Никакой Русской цивилизации нет Т.е., чтобы стать "полноправными европейцами", немцы отреклись от того, что (пусть по их мнению) делало их немцами? В таком разе как только русские признают, что их нет как цивилизации - их и не будет. В этом я с Вами совершенно солидарен. Цивилизационную самоидентификацию никто вроде не отменял. Крысолов пишет: Никаких кардинальных отличий Разница во времени возникновения и генезиса, религиозная модель, экспансионизм, отношения с подопечными народами... Это - кардинальные отличия? Или есть и другие? Вообще, я с удовольствием бы узнал, что КАРДИНАЛЬНО ОБЩЕЕ у русских с англичанами :) Украинцы к англичанам ближе - с этим я и не спорю. (Но к русским ближе всё равно).