Форум
Парфяне в Сирии
Демонолог: Допустим, в последнее десятилетие II века до н. э. парфянский царь Митридат вмешался в борьбу двух претендентов на селевкидский трон - Антиоха Грифа и Антиоха Кизикского - и под этим предлогом отхватил всю Сирию себе. Где развилка? А чёрт её знает. В реале этот же самый Митридат отнял у Селевкидов Месопотамию и подчинил Армению, и неизвестно, что помешало ему двинуться дальше. Может, войны с восточными кочевниками, о которых мы ничего не знаем? Какова бы ни была Неизвестная Причина, устраним её, и вперёд! Итак, Сирия отошла к парфянам, а Селевкидам осталась только равнинная Киликия. Горную Киликию в это же самое время оттяпали у них римляне в рамках борьбы с пиратством, так что особых возражений против действий парфян у них возникнуть не могло. Несколько позже парфяне помогли Риму против общего врага - Тиграна Армянского, так что после походов Помпея Сирия осталась за ними. Красс попытался её отнять, но, доверившись коварному киликийскому князьку с гор Амана, был завлечён в ловушку, где горцы истребили его армию. После Августа римско-парфянская граница установилась окончательно, войны с тех пор велись за контроль над буферными царствами - Арменией, Коммагеной и Киликией. Иудейское царство сохранило своё единство и независимость, лавируя между Парфией и Римом. В 30-х гг. Иисус Назареянин был распят по приговору иудейского царя, якобы за притязания на корону. Павел из Тарса (города в Киликии, на тот момент парфянской) уверовал в Христа на пути в парфянский Дамаск и отправился прововедовать Новый Звает в страны Востока. В Вавилонии христианство широко распространилось среди евреев, греческих колонистов, а затем и местных арамеев. Оттуда оно шагнуло в собственно Иран. К III веку Парфия покрылась густой сетью христианских общин, образующих единую церковную организацию с центром в Антиохии. Новую веру приняли цари Эдессы, Адиабены, Армении и других малых царств. После прихода к власти Сасанидов зороастрийское жречество начало было жестокие гонения на христиан, но церковь от этого лишь окрепла. В 330-х гг., отправляясь на войну с римскими язычниками, шахиншах Шапур II увидел в небе знамение в виде креста...
georg: Крысолов пишет: цитатаСасаниды - зороастрийские фундаменталисты. А с чего тогда в реале Шапур так долго игрался с манихеями? Да, правители Парса были наследственными жрецами храма Анахиты в Истахре. Но Ардашир стал таковым совсем не давно перед описываемыми событиями, воцарившись в Парсе, где он сверг своего брата Шапура (а тот перед этим сверг ранее правившую в Парсе жреческую династию Базрангидов). Так что жреческий стаж Ардашира невелик. К тому же Константину ничто не помешало покровительствовать христианству и оставаться Великим Понтификом. Так же может быть и с первыми Сасанидами.
Демонолог: Продолжим. В V веке христиане раскололись на монофизитов и диофизитов. Первые одержали верх, а вторым пришлось бежать от преследований в Римскую империю, которая охотно их принимала. В Египте, Малой Азии и на Кипре, где и раньше было немало христиан, большинство населения стало христианским, преимущественно диофизитским (были представлены и другие, с персидской точки зрения, "ереси"). История самой Римской империи мало отличается от реала - раздел на Западную и Восточную, варварские завоевания и т. д. Однако положение Востока оказалось намного хуже, чем в нашем мире: в восточной Малой Азии, на персидской границе, образовалось полунезависимое царство Исаврия, заметно усилились сепаратистские настроения в Египте, да и на Балканах ресурсов империи не всегда хватало для сдерживания северных варваров. К началу VI в. власть Константинополя была прочна лишь в Греции, южной Фракии и западной Малой Азии. Войны Юстиниана привели к подчинению Исаврии и отвоеванию Африки у вандалов. На покорение Италии сил уже не хватило - византийцам удалось отнять у готов лишь Сицилию. Однако в результате долгой войны Остготское королевство было заметно ослаблено и не смогло оказать должного отпора лангобардам, которые заняли всю североитальянскую равнину.
Демонолог: В начале VII в. разразилась самая долгая и ожесточённая из персо-византийских войн. Она окончилась победой персов, которые захватили Египет и добились вассалитета Исаврии. В результате под властью шаханшаха оказалось такое количество диофизитов, что пришлось ставить вопрос о преодолении церковного раскола путём примирения. Было предложено компромиссное монофелитское вероисповедание, под котрым подписалось большинство иерархов. Немногочисленные несогласные диофизиты бежали в Византию, а радикальные монофизиты - в слабо зависящую от персов центральную Аравию...
georg: Демонолог пишет: цитатаа радикальные монофизиты - в слабо зависящую от персов центральную Аравию... О коллега!!! Я весь в предвкушении.
Крысолов: georg пишет: цитатаА с чего тогда в реале Шапур так долго игрался с манихеями? Но Картир при нем тоже был. Демонолог пишет: цитатаК началу VI в. власть Константинополя Демонолог! Какой Константинополь при парфянской Сирии? Зачем он нужен? Это мне кажется очень нелогичным. ИМХО, при прочном удержании Сирии парфянами римляне будут менее нацелены на восток, а бросят усилия на запад. Тут вообще возможна тема "Римская Европа", которую я нашел у какого-то англичанина на сайте. Восточная граница Рима - Босфор, зато на Западе у них и Германия, и Дакия, и Маркоманния до Рудных гор.
Демонолог: Крысолов пишет: цитатаКакой Константинополь при парфянской Сирии? Ну, как раз чтобы с персами воевать. Нужно же иметь какой-то опорный пункт близ Малой Азии.