Форум

Ретрофантастика, как феномен

Cмельдинг: иногда ее также называют техноромантикой. суть в том, что появилось аж два жанра, в которых воплощаются мечты о будущем людей прошлого. Я про паропанк и диззельпанк, понятно. откуда такое явление, да еще в массовом масштабе? все это было архаикой уже в 50-е - но можно лди было себе представить Хайнлайна, пишущего роман, в котором бы действие происходило в мире преждставлений о будущем Жюль Верна или Уэллса? Еще деталька - посмотрел тут амерский фильмец "В гости к Робинсонам". Мульт, мягко говоря, незамысловатый, ожднако бросилась в глаза отчаянная стилизация под фантастические комиксы и ленты 50-х. Атомпанк, тасскать. Что бы это значило? Почему наши современники принялись ВСПОМИНАТЬ, как мечтали о будущем их предки?

Ответов - 66, стр: 1 2 All [только новые]

Bastion: Вспонился старый чешский фильм "Тайна острова Бек-Кап", в свое время это был фурор!

Cмельдинг: да, кстати - первая ласточка. но в направление это развернулось только в последние десять-пятнадцать лет. так что "ТОБК" к теме относится - как Александр Фомич Вельтман к славянскому фэнтези. в крайнем случае - оставшийся неуслышанным предтеча. кстати, а нельзя ли где-либо скачать рекомый фильм?

savage: Прибавте ещё мега-игру Фоллаут. Там тоже стилизация 50-х годов. Вобще же появление стимпанка очень похоже на фентези. Просто люди перествли видить чудеса вокруг себя. И срочно понадобилось что-то чудесное. Одни решают эту проблему через магию и прочие сказки, други погружаясь во времена, когда чудеса ещё были вокруг нас. Например мега-фильм "Назад в будущее". В интервью создатели говорят, что хотели сломать стереотипы 80-х годов. В те годы будущее представлялось мрачным и страшным. Общий фон был на подобие "1984". Вот этот тренд создатели "НвБ" ломали своей лёгкой и весёлой комедией. Иные авторы шли другим путём.

Max: Bastion пишет: Вспонился старый чешский фильм "Тайна острова Бек-Кап", в свое время это был фурор! ОООООООООООООООООООООООООООООООООО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Cмельдинг пишет: да, кстати - первая ласточка. Нет, там была целая серия. Эти ребята потом сделали ноги на запад. Тайна замка морисвиль, лимонадный джо, какой-то детектив в стиле парапанка ...

Леший: Да. Тенденция есть. Сразу вспомнился фильм "Небесный капитан" с ужасной Анджелиной Джоли в третьестепенной роли.

Bastion: Cмельдинг пишет: кстати, а нельзя ли где-либо скачать рекомый фильм? Пишут в торренте и в ослике можно найти...

Сталкер: Все дело в социальном интересе. Ведь писатель или художник тожде частичка общества, в котором живет, а значит он отражает своего рода социальный заказ в своем творчестве. 90-е и начало нового века - это эпоха сплошных разочарований в том мире, в которм мы все очутились. Поэтому существует ностальгия, тяга к тому так и нереализованному миру, который остался за бортом нашей реальности - миру, где все было просто, был у него хребет, у этого мира, была цель, были враги и друзья. Мир, в котором наука и техника не упала еще по натиском глобальной экономики, и был еще интерес в познатии того, что там за краем. Все прорывы 60-х остались далеко позади, кроме Луны, мы никуда не полетели, баз не основали - пользуем космическую технику, которая была разработана в то же время и никакого (ну, почти никакого) движения вперед. Теперь мы замыслились над социальными и экономическими проблемами, терроризмом и глобализацией, мир стал сумасшедшим и пугающим своей неопрееленностью, цели и ориентиры прошлого утрачены, будущее рисуется в основном в мрачных тонах... Ах, как хочется убежать назад, в нереализованное прошлое, которое мы с такой поспешностью отвергли, уцепиться за мечту, как за спасательный круг! Бежат, бежать от проблем и тревог в светлый мир вчера, ге все было четко ясно и просто: тут мы, а там они, и кто кого перегонит, кто кого переплюнет!.. Может так, куме? А "ТОБК" - бесподобная чешская полуанимационная парапанковская штучка! Мне она тоже очень нравилась.

Bastion: Сталкер пишет: Бежат, бежать от проблем и тревог в светлый мир вчера, ге все было четко ясно и просто: тут мы, а там они, и кто кого перегонит, кто кого переплюнет!.. Возмите любой период в прошлом веке и скажите, что к нему нельхя отнести эти слова! Это как про совершенно отбившуюся от рук молодежь

Крысолов: Bastion пишет: Возмите любой период в прошлом веке и скажите, что к нему нельхя отнести эти слова! Это как про совершенно отбившуюся от рук молодежь Вот именно!

Стас: Смельдинг но в направление это развернулось только в последние десять-пятнадцать лет Предположения. Тогда это может быть подсознательным желанием (массовым) какого-то другого будущего (и тогда, быть может, подсознательной неприязнью к реальному будущему)? Желание посмотреть на другое будущее? А то и на другое настоящее? Массовое АИ-творчество, так саказать. Ведь и "атом-панк" и "космо-ракето-панк" есть. И та же "Космическая Одиссея-2001" уже ретрофантастика. Как и бодрые произведения о бороздящих Солнечную атомных ракетных кораблях с управлением в виде больших пультов управления с круглыми циферблатами.

Стас: Сталкер Замечательно сказано, коллега! Сам я выразился осторожнее, а Вы сказали определённее. Есть, скорее всего, в этом увлечении ретрофантастикой, такая вот составляющая. Целиком к ней не сводится, но - есть, есть!

Человек: Наверное, есть подсознательная тяга к временам, когда мир был большим. Если уж из будущего, предстваления о будущем Большой Мир, терра инкогнита исчез, происходить возврат в прошлое. Тяга к временам конкисты и преодоления пространств. Впрочем, с АИ это не связанно, разные течения де факто. Разные тенденции.

39: Желание посмотреть на другое будущее? А то и на другое настоящее? Массовое АИ-творчество, так саказать. Ведь и "атом-панк" и "космо-ракето-панк" есть. И та же "Космическая Одиссея-2001" уже ретрофантастика. Как и бодрые произведения о бороздящих Солнечную атомных ракетных кораблях с управлением в виде больших пультов управления с круглыми циферблатами. Переслегин, вероятно, сказал бы, что это отбрасывает тень реальность, в которой победил Третий Рейх.

falanger: А я бы хотел слетать к Юпитеру на "Леонове" из мира "Одиссеи-2010"...

Человек: 39 пишет: Переслегин, вероятно, сказал бы, что это отбрасывает тень реальность, в которой победил Третий Рейх Есть и такой вариант, а также тень Мира Полдня или ЛБНВ

Снусмумрик: Человек пишет: Наверное, есть подсознательная тяга к временам, когда мир был большим. В этом что-то есть. Бежать больше некуда. До любого места на Земле один день пути... Наверное, в этом причина популярности фэнтези.

Сталкер: Bastion пишет: Возмите любой период в прошлом веке и скажите, что к нему нельхя отнести эти слова! Это как про совершенно отбившуюся от рук молодежь Бесспорно и совершенно верно для любой эпохи, только интересы у эпох разные, только искусство реагирует на изменение конъюнктуры, осмысливает ее с опозданием - ну, как шестидесятники, ведь расцвет их движения приходится уже на время после хрущевской оттепели и влоть до судов над Даниелем и Сенявским. Инерция-с... Человек пишет: Впрочем, с АИ это не связанно, разные течения де факто. Разные тенденции. Все вплоть до этого момента классно. Согласен с Человеком (новая реинкарнация Каммерера?) И течения разные, да. А вот тенденция, ИМХО, одна. Стас пишет: Замечательно сказано, коллега! Спасибо, коллега!

Роберт: Сталкер пишет: мир стал сумасшедшим и пугающим своей неопрееленностью, цели и ориентиры прошлого утрачены, будущее рисуется в основном в мрачных тонах... Я бы сказал, что будущее не рисуется вообще ни в каких тонах. У современности просто НЕТ своего образа будущего - ни хорошего, ни плохого. Вот и ностальгируем по временам, когда такой образ был.

Сталкер: Роберт пишет: Я бы сказал, что будущее не рисуется вообще ни в каких тонах. У современности просто НЕТ своего образа будущего - ни хорошего, ни плохого. Вот и ностальгируем по временам, когда такой образ был. Да, абсолютно согласен. Я это также подразумевал под утратой ориентиров и целей.

Bastion: Роберт пишет: Я бы сказал, что будущее не рисуется вообще ни в каких тонах. У современности просто НЕТ своего образа будущего - ни хорошего, ни плохого. Вот и ностальгируем по временам, когда такой образ был. Мда... Нет своего "Мира полдня"...

Сталкер: Bastion пишет: Нет своего "Мира полдня"... Или "Мира Великого кольца" или "Мира Людей Как Богов"...

Человек: Сталкер пишет: И течения разные, да. А вот тенденция, ИМХО, одна. Нет, АИ связанно с естественным желанием переиграть историю, посмотреть другие варианты. Даже "чернушные" АИ сценарии суть попытка перепрыгнуть на соседнюю страницу. В отличие от традиционного движения в даль, дистанционного и временого процеса, АИ это движение по нормали, пятая координатная ось. Может она и похожа на НФ, но при этом внутренние скрытые смыслы, цели и потуги разные.

Человек: Роберт пишет: У современности просто НЕТ своего образа будущего - ни хорошего, ни плохого. Ошибаетесь, образ будущего есть, но он сугубо негативен. Большинство индивидов подсознательно бунтуют против ттакого будущего с унитазом мит турбонаддув, тотальной слежкой спецслужб за индивидом, отсутствием личной, скрытой от окружающих, жизни, многомиллиардным муравейником на маленькой тесной Земле, глобальной уравниловкой и деградацией Человечества. Впрочем, варианты с Мечетью Парижской Богоматери и мечетью Васила Бесноватого тоже не многим лучше. Вот и появился спрос на Миры где Мир большой.

Снусмумрик: Человек пишет: Большинство индивидов подсознательно бунтуют против ттакого будущего с унитазом мит турбонаддув, тотальной слежкой спецслужб за индивидом, отсутствием личной, скрытой от окружающих, жизни, многомиллиардным муравейником на маленькой тесной Земле, глобальной уравниловкой и деградацией Человечества Большинство индивидов не читают киберпанк. Поэтому вы ошибаетесь.

Человек: Снусмумрик Большинство индивидов вообще ничего кроме трех П. не интересует. Я говорю о общей тенденции.

Снусмумрик: Человек пишет: Снусмумрик Большинство индивидов вообще ничего кроме трех П. не интересует. Я говорю о общей тенденции. Есть тенденция смотреть на будущее с пессимизмом. Она существовала всегда.

Han Solo: Роберт пишет: У современности просто НЕТ своего образа будущего Ну а киберпанк? Снусмумрик пишет: Она существовала всегда. В 19 веке - точно нет.

Cмельдинг: пожалуйста, не надо флуда про "существовала всегда". да, я знаю, это ненапряжно и где-то модно - заявить с усмешечкой, что на ухудшение нравов жаловались еще в др. Египте, и на том закончить с умным видом. ретрофантастика - это тенденция последних лет. И кстати, да, я склонен согласиться со Сталкером и Робертом. в ту же кассу - триумфальное шествие фэнтези, да и, увы, растущая популярность АИ.

Bastion: Cмельдинг пишет: ретрофантастика - это тенденция последних лет. не-а, см. "рыцарские романы" для XIX века - полная аналогия... Так что не стоит про чужой "умный вид" рассуждать, полезней по делу подумать

krolik: Bastion пишет: "рыцарские романы" для XIX века - полная аналогия... или вестерны

Bastion: krolik пишет: или вестерны пожалуй... А вот и каламбурчик родился: "Умные люди делают умный вид не для умного вида!"

krolik: Bastion, это скороговорка

Bastion: krolik пишет: Bastion, это скороговорка Я однажды придумал скороговорку, года четыре назад вставил среди прочих и разослал два варианта писем 4 адресатам. Недавно вспомнил. Решил прискать в сети и - офигел! Кому интересно посмотрите сами: "Регулировщики регулярно регулировали регуляторы". Придумал я ее, кстати, когда сын учился разговаривать, на удивление проблем с дикцией у него не было. Так что рекомендую всем, кому может понадобиться... Прошу прощения за офтоп, надо бы это себе в ЖЖ добавить...

krolik: Поздравляю Вас, "новый русский" Bastion

Cмельдинг: Bastion пишет: не-а, см. "рыцарские романы" для XIX века - пол я уже давно заметил, что мы с вами говорим на разных языках. Ваша особая логика нам, простым смертным, недоступна. Рыцарский роман - РОМАНТИЗАЦИЯ ПРОШЛОГО. Ретрофантастика - ностальгия по романтическому образу БУДУЩЕГО, причем в футуристически и прогрессистски ориентированной культуре эпохи НТР. оставьте Ерему в покое - мы говорим про Фому.

krolik: Cмельдинг пишет: Ретрофантастика - ностальгия по романтическому образу БУДУЩЕГО, причем в футуристически и прогрессистски ориентированной культуре эпохи НТР. кхе, так раньше этого просто быть не могло. НФ довольно молодой жанр

Снусмумрик: Cмельдинг пишет: пожалуйста, не надо флуда про "существовала всегда". да, я знаю, это ненапряжно и где-то модно - заявить с усмешечкой, что на ухудшение нравов жаловались еще в др. Египте, и на том закончить с умным видом. ретрофантастика - это тенденция последних лет. Где вы видите связь тенденции к ретрофантастике с пессимизмом? Я - не вижу. С тем, что мир становится меньше, её можно связать. Но это - не повод для пессимизма.

Bastion: Cмельдинг пишет: я уже давно заметил, что мы с вами говорим на разных языках. Ну Вы же понимаете - это Ваши проблемы... Cмельдинг пишет: Ретрофантастика - ностальгия по романтическому образу БУДУЩЕГО, причем в футуристически и прогрессистски ориентированной культуре эпохи НТР. Ага, ага! Я об этом и говорю! "Рыцарский роман" - ностальгия по романтическому образу БУДУЩЕГО в культуре XIX века! (полагаю и тогда понимали, что никакого романтического ПРОШЛОГО не бывает). А словечки новомодные из своей фразы можете выкинуть - ни к чему они - засоряют мысль...

Сталкер: krolik пишет: НФ довольно молодой жанр Спорный вопрос... НФ рнее существовала в виде памфлета, но уже тогда она имела все признаки НФ. Сам термин молодой, а его содержание - нет. Как и у АИ, корни его уходят в темное прошлое. Тацит первый стал спекулировать над АИ и выживши Александром Филлиповичем, воюющим с Римом. Во 2-м н.э. веке вышла книга "Истинная история спуска инопланетянина на землю". Куда вы втисните Лапуту и Бробдидгнег Свифта, "Государства и народы Луны" Сирано де Бержерака, "Рипа ван Винкля" Вашингтона Ирвинга, "Путешествие Ганса Пфаля" Аллана Эдгара По? А ведь "Война миров" и "Машина времени" Уэллса - тоже детище 19 века, правда самого его конца... Я могу перечислить очень много литературы в поддержку сказанного.

39: Bastion пишет: "Рыцарский роман" - ностальгия по романтическому образу БУДУЩЕГО в культуре XIX века! Это как?