Форум

Ретрофантастика, как феномен

Cмельдинг: иногда ее также называют техноромантикой. суть в том, что появилось аж два жанра, в которых воплощаются мечты о будущем людей прошлого. Я про паропанк и диззельпанк, понятно. откуда такое явление, да еще в массовом масштабе? все это было архаикой уже в 50-е - но можно лди было себе представить Хайнлайна, пишущего роман, в котором бы действие происходило в мире преждставлений о будущем Жюль Верна или Уэллса? Еще деталька - посмотрел тут амерский фильмец "В гости к Робинсонам". Мульт, мягко говоря, незамысловатый, ожднако бросилась в глаза отчаянная стилизация под фантастические комиксы и ленты 50-х. Атомпанк, тасскать. Что бы это значило? Почему наши современники принялись ВСПОМИНАТЬ, как мечтали о будущем их предки?

Ответов - 66, стр: 1 2 All [только новые]

Bastion: Вспонился старый чешский фильм "Тайна острова Бек-Кап", в свое время это был фурор!

Cмельдинг: да, кстати - первая ласточка. но в направление это развернулось только в последние десять-пятнадцать лет. так что "ТОБК" к теме относится - как Александр Фомич Вельтман к славянскому фэнтези. в крайнем случае - оставшийся неуслышанным предтеча. кстати, а нельзя ли где-либо скачать рекомый фильм?

savage: Прибавте ещё мега-игру Фоллаут. Там тоже стилизация 50-х годов. Вобще же появление стимпанка очень похоже на фентези. Просто люди перествли видить чудеса вокруг себя. И срочно понадобилось что-то чудесное. Одни решают эту проблему через магию и прочие сказки, други погружаясь во времена, когда чудеса ещё были вокруг нас. Например мега-фильм "Назад в будущее". В интервью создатели говорят, что хотели сломать стереотипы 80-х годов. В те годы будущее представлялось мрачным и страшным. Общий фон был на подобие "1984". Вот этот тренд создатели "НвБ" ломали своей лёгкой и весёлой комедией. Иные авторы шли другим путём.

Max: Bastion пишет: Вспонился старый чешский фильм "Тайна острова Бек-Кап", в свое время это был фурор! ОООООООООООООООООООООООООООООООООО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Cмельдинг пишет: да, кстати - первая ласточка. Нет, там была целая серия. Эти ребята потом сделали ноги на запад. Тайна замка морисвиль, лимонадный джо, какой-то детектив в стиле парапанка ...

Леший: Да. Тенденция есть. Сразу вспомнился фильм "Небесный капитан" с ужасной Анджелиной Джоли в третьестепенной роли.

Bastion: Cмельдинг пишет: кстати, а нельзя ли где-либо скачать рекомый фильм? Пишут в торренте и в ослике можно найти...

Сталкер: Все дело в социальном интересе. Ведь писатель или художник тожде частичка общества, в котором живет, а значит он отражает своего рода социальный заказ в своем творчестве. 90-е и начало нового века - это эпоха сплошных разочарований в том мире, в которм мы все очутились. Поэтому существует ностальгия, тяга к тому так и нереализованному миру, который остался за бортом нашей реальности - миру, где все было просто, был у него хребет, у этого мира, была цель, были враги и друзья. Мир, в котором наука и техника не упала еще по натиском глобальной экономики, и был еще интерес в познатии того, что там за краем. Все прорывы 60-х остались далеко позади, кроме Луны, мы никуда не полетели, баз не основали - пользуем космическую технику, которая была разработана в то же время и никакого (ну, почти никакого) движения вперед. Теперь мы замыслились над социальными и экономическими проблемами, терроризмом и глобализацией, мир стал сумасшедшим и пугающим своей неопрееленностью, цели и ориентиры прошлого утрачены, будущее рисуется в основном в мрачных тонах... Ах, как хочется убежать назад, в нереализованное прошлое, которое мы с такой поспешностью отвергли, уцепиться за мечту, как за спасательный круг! Бежат, бежать от проблем и тревог в светлый мир вчера, ге все было четко ясно и просто: тут мы, а там они, и кто кого перегонит, кто кого переплюнет!.. Может так, куме? А "ТОБК" - бесподобная чешская полуанимационная парапанковская штучка! Мне она тоже очень нравилась.

Bastion: Сталкер пишет: Бежат, бежать от проблем и тревог в светлый мир вчера, ге все было четко ясно и просто: тут мы, а там они, и кто кого перегонит, кто кого переплюнет!.. Возмите любой период в прошлом веке и скажите, что к нему нельхя отнести эти слова! Это как про совершенно отбившуюся от рук молодежь

Крысолов: Bastion пишет: Возмите любой период в прошлом веке и скажите, что к нему нельхя отнести эти слова! Это как про совершенно отбившуюся от рук молодежь Вот именно!

Стас: Смельдинг но в направление это развернулось только в последние десять-пятнадцать лет Предположения. Тогда это может быть подсознательным желанием (массовым) какого-то другого будущего (и тогда, быть может, подсознательной неприязнью к реальному будущему)? Желание посмотреть на другое будущее? А то и на другое настоящее? Массовое АИ-творчество, так саказать. Ведь и "атом-панк" и "космо-ракето-панк" есть. И та же "Космическая Одиссея-2001" уже ретрофантастика. Как и бодрые произведения о бороздящих Солнечную атомных ракетных кораблях с управлением в виде больших пультов управления с круглыми циферблатами.

Стас: Сталкер Замечательно сказано, коллега! Сам я выразился осторожнее, а Вы сказали определённее. Есть, скорее всего, в этом увлечении ретрофантастикой, такая вот составляющая. Целиком к ней не сводится, но - есть, есть!

Человек: Наверное, есть подсознательная тяга к временам, когда мир был большим. Если уж из будущего, предстваления о будущем Большой Мир, терра инкогнита исчез, происходить возврат в прошлое. Тяга к временам конкисты и преодоления пространств. Впрочем, с АИ это не связанно, разные течения де факто. Разные тенденции.

39: Желание посмотреть на другое будущее? А то и на другое настоящее? Массовое АИ-творчество, так саказать. Ведь и "атом-панк" и "космо-ракето-панк" есть. И та же "Космическая Одиссея-2001" уже ретрофантастика. Как и бодрые произведения о бороздящих Солнечную атомных ракетных кораблях с управлением в виде больших пультов управления с круглыми циферблатами. Переслегин, вероятно, сказал бы, что это отбрасывает тень реальность, в которой победил Третий Рейх.

falanger: А я бы хотел слетать к Юпитеру на "Леонове" из мира "Одиссеи-2010"...

Человек: 39 пишет: Переслегин, вероятно, сказал бы, что это отбрасывает тень реальность, в которой победил Третий Рейх Есть и такой вариант, а также тень Мира Полдня или ЛБНВ

Снусмумрик: Человек пишет: Наверное, есть подсознательная тяга к временам, когда мир был большим. В этом что-то есть. Бежать больше некуда. До любого места на Земле один день пути... Наверное, в этом причина популярности фэнтези.

Сталкер: Bastion пишет: Возмите любой период в прошлом веке и скажите, что к нему нельхя отнести эти слова! Это как про совершенно отбившуюся от рук молодежь Бесспорно и совершенно верно для любой эпохи, только интересы у эпох разные, только искусство реагирует на изменение конъюнктуры, осмысливает ее с опозданием - ну, как шестидесятники, ведь расцвет их движения приходится уже на время после хрущевской оттепели и влоть до судов над Даниелем и Сенявским. Инерция-с... Человек пишет: Впрочем, с АИ это не связанно, разные течения де факто. Разные тенденции. Все вплоть до этого момента классно. Согласен с Человеком (новая реинкарнация Каммерера?) И течения разные, да. А вот тенденция, ИМХО, одна. Стас пишет: Замечательно сказано, коллега! Спасибо, коллега!

Роберт: Сталкер пишет: мир стал сумасшедшим и пугающим своей неопрееленностью, цели и ориентиры прошлого утрачены, будущее рисуется в основном в мрачных тонах... Я бы сказал, что будущее не рисуется вообще ни в каких тонах. У современности просто НЕТ своего образа будущего - ни хорошего, ни плохого. Вот и ностальгируем по временам, когда такой образ был.

Сталкер: Роберт пишет: Я бы сказал, что будущее не рисуется вообще ни в каких тонах. У современности просто НЕТ своего образа будущего - ни хорошего, ни плохого. Вот и ностальгируем по временам, когда такой образ был. Да, абсолютно согласен. Я это также подразумевал под утратой ориентиров и целей.

Bastion: Роберт пишет: Я бы сказал, что будущее не рисуется вообще ни в каких тонах. У современности просто НЕТ своего образа будущего - ни хорошего, ни плохого. Вот и ностальгируем по временам, когда такой образ был. Мда... Нет своего "Мира полдня"...

Сталкер: Bastion пишет: Нет своего "Мира полдня"... Или "Мира Великого кольца" или "Мира Людей Как Богов"...

Человек: Сталкер пишет: И течения разные, да. А вот тенденция, ИМХО, одна. Нет, АИ связанно с естественным желанием переиграть историю, посмотреть другие варианты. Даже "чернушные" АИ сценарии суть попытка перепрыгнуть на соседнюю страницу. В отличие от традиционного движения в даль, дистанционного и временого процеса, АИ это движение по нормали, пятая координатная ось. Может она и похожа на НФ, но при этом внутренние скрытые смыслы, цели и потуги разные.

Человек: Роберт пишет: У современности просто НЕТ своего образа будущего - ни хорошего, ни плохого. Ошибаетесь, образ будущего есть, но он сугубо негативен. Большинство индивидов подсознательно бунтуют против ттакого будущего с унитазом мит турбонаддув, тотальной слежкой спецслужб за индивидом, отсутствием личной, скрытой от окружающих, жизни, многомиллиардным муравейником на маленькой тесной Земле, глобальной уравниловкой и деградацией Человечества. Впрочем, варианты с Мечетью Парижской Богоматери и мечетью Васила Бесноватого тоже не многим лучше. Вот и появился спрос на Миры где Мир большой.

Снусмумрик: Человек пишет: Большинство индивидов подсознательно бунтуют против ттакого будущего с унитазом мит турбонаддув, тотальной слежкой спецслужб за индивидом, отсутствием личной, скрытой от окружающих, жизни, многомиллиардным муравейником на маленькой тесной Земле, глобальной уравниловкой и деградацией Человечества Большинство индивидов не читают киберпанк. Поэтому вы ошибаетесь.

Человек: Снусмумрик Большинство индивидов вообще ничего кроме трех П. не интересует. Я говорю о общей тенденции.

Снусмумрик: Человек пишет: Снусмумрик Большинство индивидов вообще ничего кроме трех П. не интересует. Я говорю о общей тенденции. Есть тенденция смотреть на будущее с пессимизмом. Она существовала всегда.

Han Solo: Роберт пишет: У современности просто НЕТ своего образа будущего Ну а киберпанк? Снусмумрик пишет: Она существовала всегда. В 19 веке - точно нет.

Cмельдинг: пожалуйста, не надо флуда про "существовала всегда". да, я знаю, это ненапряжно и где-то модно - заявить с усмешечкой, что на ухудшение нравов жаловались еще в др. Египте, и на том закончить с умным видом. ретрофантастика - это тенденция последних лет. И кстати, да, я склонен согласиться со Сталкером и Робертом. в ту же кассу - триумфальное шествие фэнтези, да и, увы, растущая популярность АИ.

Bastion: Cмельдинг пишет: ретрофантастика - это тенденция последних лет. не-а, см. "рыцарские романы" для XIX века - полная аналогия... Так что не стоит про чужой "умный вид" рассуждать, полезней по делу подумать

krolik: Bastion пишет: "рыцарские романы" для XIX века - полная аналогия... или вестерны

Bastion: krolik пишет: или вестерны пожалуй... А вот и каламбурчик родился: "Умные люди делают умный вид не для умного вида!"

krolik: Bastion, это скороговорка

Bastion: krolik пишет: Bastion, это скороговорка Я однажды придумал скороговорку, года четыре назад вставил среди прочих и разослал два варианта писем 4 адресатам. Недавно вспомнил. Решил прискать в сети и - офигел! Кому интересно посмотрите сами: "Регулировщики регулярно регулировали регуляторы". Придумал я ее, кстати, когда сын учился разговаривать, на удивление проблем с дикцией у него не было. Так что рекомендую всем, кому может понадобиться... Прошу прощения за офтоп, надо бы это себе в ЖЖ добавить...

krolik: Поздравляю Вас, "новый русский" Bastion

Cмельдинг: Bastion пишет: не-а, см. "рыцарские романы" для XIX века - пол я уже давно заметил, что мы с вами говорим на разных языках. Ваша особая логика нам, простым смертным, недоступна. Рыцарский роман - РОМАНТИЗАЦИЯ ПРОШЛОГО. Ретрофантастика - ностальгия по романтическому образу БУДУЩЕГО, причем в футуристически и прогрессистски ориентированной культуре эпохи НТР. оставьте Ерему в покое - мы говорим про Фому.

krolik: Cмельдинг пишет: Ретрофантастика - ностальгия по романтическому образу БУДУЩЕГО, причем в футуристически и прогрессистски ориентированной культуре эпохи НТР. кхе, так раньше этого просто быть не могло. НФ довольно молодой жанр

Снусмумрик: Cмельдинг пишет: пожалуйста, не надо флуда про "существовала всегда". да, я знаю, это ненапряжно и где-то модно - заявить с усмешечкой, что на ухудшение нравов жаловались еще в др. Египте, и на том закончить с умным видом. ретрофантастика - это тенденция последних лет. Где вы видите связь тенденции к ретрофантастике с пессимизмом? Я - не вижу. С тем, что мир становится меньше, её можно связать. Но это - не повод для пессимизма.

Bastion: Cмельдинг пишет: я уже давно заметил, что мы с вами говорим на разных языках. Ну Вы же понимаете - это Ваши проблемы... Cмельдинг пишет: Ретрофантастика - ностальгия по романтическому образу БУДУЩЕГО, причем в футуристически и прогрессистски ориентированной культуре эпохи НТР. Ага, ага! Я об этом и говорю! "Рыцарский роман" - ностальгия по романтическому образу БУДУЩЕГО в культуре XIX века! (полагаю и тогда понимали, что никакого романтического ПРОШЛОГО не бывает). А словечки новомодные из своей фразы можете выкинуть - ни к чему они - засоряют мысль...

Сталкер: krolik пишет: НФ довольно молодой жанр Спорный вопрос... НФ рнее существовала в виде памфлета, но уже тогда она имела все признаки НФ. Сам термин молодой, а его содержание - нет. Как и у АИ, корни его уходят в темное прошлое. Тацит первый стал спекулировать над АИ и выживши Александром Филлиповичем, воюющим с Римом. Во 2-м н.э. веке вышла книга "Истинная история спуска инопланетянина на землю". Куда вы втисните Лапуту и Бробдидгнег Свифта, "Государства и народы Луны" Сирано де Бержерака, "Рипа ван Винкля" Вашингтона Ирвинга, "Путешествие Ганса Пфаля" Аллана Эдгара По? А ведь "Война миров" и "Машина времени" Уэллса - тоже детище 19 века, правда самого его конца... Я могу перечислить очень много литературы в поддержку сказанного.

39: Bastion пишет: "Рыцарский роман" - ностальгия по романтическому образу БУДУЩЕГО в культуре XIX века! Это как?

krolik: Сталкер пишет: Спорный вопрос... НФ рнее существовала в виде памфлета, но уже тогда она имела все признаки НФ. можно и так сказать - но не очень, НФ все ж там где больше научных обоснований мира - с т.з. современной автору науки... А лилипуты/гиганты Свифта - как магия в фентези - вот они есть, вот такие, без попыток оосновать

Сталкер: krolik пишет: без попыток оосновать А когда Гамильтон или Бэрроуз писали о звездных королях и Барусме, они что-либо обосновывали?

krolik: Гамильтон - что-то, Бэрроуз - нет... зашел в пещеру, проснулся на Марсе

Cмельдинг: Bastion пишет: (полагаю и тогда понимали, что никакого романтического ПРОШЛОГО не бывает). Когда кажется, креститься надо-с. А в правке нуждается отнюдь не мой пост, а Ваш, герр модер. "Понимали" - надо заменить на "верили" - не надор путать идеологию с фактом. И сам "рыцарский роман в европе 19 века" (полагаю, даже Вы все же имели в виду романтический исторический роман, а не жанр, коим увлекался дон Алонсо Кихано), - связан был с принципиально другой идеологией, подразумевавшей именно идеализацию прошлого, а не фетишизацию "прогресса".

Cмельдинг: Bastion пишет: Ну Вы же понимаете - это Ваши проблемы... угу. типичная советская логика - "я - начальник, ты - дурак".

Bastion: Cмельдинг пишет: Когда кажется, креститься надо-с. А мне не "кажется" ...Cмельдинг пишет: А в правке нуждается отнюдь не мой пост, а Ваш, герр модер. не-а, Вы в свой пост навтыкали наукообразных словечек отвлекающих от сути утверждения, это такой типичный прием для псевдонаучных статей, расчитанных что дурак-читатель не поймет умника-писателя, а умный читатель чушь читать и не будет... вот аналогичный примерчик: Наверное, дело в том, что Штирлиц прежде всего — "проективный образ", концентрированное выражение стремлений как высшего, так и низшего порядка, вытесняемых в повседневной жизни. Психологический механизм проекции был открыт Фрейдом, наряду с другими бессознательными механизмами, такими как вытеснение, сопротивление, перенос, рационализация и т.п. Проекции, включенные в культуру, имеют как компенсаторную, так и ценностно-ориентационную, мотивирующую функции. Иначе говоря, они не только способствуют психической разрядке, восстановлению душевного равновесия, но также мобилизуют, собирают воедино и направляют в русло осмысленного действия противоречивые импульсы. http://courier.com.ru/homo/shtirl.htm

Bastion: Cмельдинг пишет: угу. типичная советская логика - "я - начальник, ты - дурак". Не-а, это у Вас типичный прием: выдать императивом утверждение, а когда его сходу опровергли, попытаться отстаять оное уже другими методами...

Сталкер: Вообще-то, Вы, дорогой Бастион сейчас занимаете ультраконсервативную позицию и из пикировки со Смельдингом, переросшей в жаркую "идеологическую" перепалку, видно, что и у Вас нет какой-либо серьезной аргументации, чтобы поддержать свое мнение. Нет романтического настоящего - это точно. Настоящее воспринимается только как переходный период межу прошлым и будущим. Ителлектуально мы все можем понимать, что мы тешим себя иллюзиями, но такова человеческая натура - мы склонны романтизировать то место и время, где нас нет - будущее или прошедшее. Поэтому традиция исторического (не рыцарского, как Вы писали - это са-авсем другая история) романа, заложенная в 19-м веке Вальтером Скоттом не имеет ничего общего с романтизацией будущего, она романтизирует прошлое. А вот дизель-панк в известном приближении можно считать ретрофантастикой, ибо тенденция развития общественной мысли такова, что на ее новом витке принято обвинять во всем НТР как фактор, который ухудшил социальную ситуацию, а общества дизель- или стимпанка (алтернативно развившиеся ио наших дней или уже углубившиеся в будущее с явными элементами технологической ассиметрии или - чаще - технологического отставания, что однако, может не ощущаться в других областях общественного развития) рисуются как гораздо более благополучные в социальном плане - возьмите хотя бы социально расслоенное, но горазо более благополучное в морально-этическом плане общество лазарчуковского Транквиллиума.

Bastion: Сталкер пишет: видно, что и у Вас нет какой-либо серьезной аргументации, чтобы поддержать свое мнение. Понимаете какая штука... Я просто хотел показать что "ретрофантастика" - это всего лишь ветвь утопии (выходящий сейчас на уровень поджанра). Только и всего. Потому всяческие обобщения и далекоидущие выводы нужно относить ко всем утопиям. При том что утоопия-то может быть не толькь технической! Начиная с "Города Солнца" (а может и раньше чего было). А то, что на современном этапе туда попадают техницизмы - это всего лишь отображение реалий развития общества. Вот я Вам еще "панки" придумаю сходу: "Гиппопанк" - утопия для доколумбовой америки, и антиутопия для европы (нет лошадей). "Антибиопанк" - (нет антибиотиков) поджанр антиутопии - (а может лет через 50 и утопии ) Может еще какие "панки" придумаем?

krolik: Bastion пишет: Может еще какие "панки" придумаем? дык целая ж тема есть... (для Смельдинга) паганизм-панк - доминирует язычество в наше время

Сталкер: Ну, утопия Кампанеллы или "Утопия" Томаса Мора - это все же попытки смоделировать идеальное общество, которые, как надеялись их авторы, послужат реальными прототипами обществ будущего. Этим занимались и Сократ, Платон и Аристотель, обругивая друг друга, но в форме больше диалогов "с мудрецами". Антиутопия или, как новомодно ее еще называют, дистопия - это "страшилка", задача которой на основе одного или нескольких выбранных, желательно глобальных, факторов создать пугающий образ буущего, которое желательно избежать. В случае с АИ и ретрофантастикой мы имеем дело скорее всего именно социальным эскапизмом, поскольку происходит романтизация нереализованных сообществ, которые не клюнули на НТР, и в силу этого у них было время и силы реализовать более благополучные, спокойные, менее циничные в социальном плане сообщества, хотя, очень часто, сообщества эти кастовые, жестко социально стратифицированные.

krolik: Сталкер пишет: эти кастовые, жестко социально стратифицированные. щас и Сталкера обругают за вумные слова

Cмельдинг: угу. и еще как. Здесь вам не тут! говоря серьезно - утопия была не идеализированным БУДУЩИМ, а идеализированным обществом, вне всякой привязки к времени. Культ будущегона несколько веков младше утопии, как жанра - хотбь и вырос из него.

Снусмумрик: Cмельдинг пишет: говоря серьезно - утопия была не идеализированным БУДУЩИМ, а идеализированным обществом, вне всякой привязки к времени. Культ будущегона несколько веков младше утопии, как жанра - хотбь и вырос из него. Это потому что в прошлом не было быстрого прогресса.

Сталкер: Cмельдинг пишет: утопия была не идеализированным БУДУЩИМ, а идеализированным обществом Дык, я про енто и написал! А хтой-то путает хрен с морковкой...

krolik: Сталкер пишет: А хтой-то путает хрен с морковкой... дык однохренственно!

Bastion: Сталкер пишет: Дык, я про енто и написал! А хтой-то путает хрен с морковкой... не-а, хтой-то не путает "Хтой-то" пытается показать, что "рыцарский роман" - "идеализация" и "романтизация" прошлого и вырос из утопии, и отражает тоже самое разочарование в настоящем! Т.е. по сути - это другой сорт морковки! Собственно о чем и был первй пост этого самого "хтой-то"! А ежели пойти глубже, то придем к народным сказкам, где добро побеждает зло, порой очень необычными способами. Полагаю если попытатся вспомнить, то наверняка найдем там элементы ретрофантастики. И, кстати, г-н Смельдинг - вот к Вам вопрос, как знатоку былин, не смотрели ли Вы на них в этом разрезе?

Bastion: Чего-то идея пришла в голову: переписать с помощью замены терминов какой-нибудь технотриллер, типа "Аэропорт" Хейли в стиле паро-дирежабле-панка

Стас: Чего-то идея пришла в голову: переписать с помощью замены терминов какой-нибудь технотриллер, типа "Аэропорт" Хейли в стиле паро-дирежабле-панка Эстетика должна бытьь соответствующая....действие происходит в Англии - или в Британских Штатах Америки (отделения не было) типа Большая Канада.....действуют конечно Шерлок Холмс, Ватсон, Лестрейд и др....

39: Эстетика должна бытьь соответствующая....действие происходит в Англии - или в Британских Штатах Америки (отделения не было) типа Большая Канада.....действуют конечно Шерлок Холмс, Ватсон, Лестрейд и др Вспоминается "Трансатлантический тоннель" Гаррисона.

Bastion: 39 пишет: Вспоминается "Трансатлантический тоннель" Гаррисона. Что-то я пропустил эту вещь, стоит читать?

Bastion: Стас пишет: Эстетика должна бытьь соответствующая.... Мммм.. Мне все больше нравиться эта идея. Только нужно взять какой-нибудь рассказ или маленькую повесть и попробовать "перевести" на "паро-дирижабльский". Можно даже в он-лайне на форуме. Гм... Даже готов взяться за координацию проекта... Остается подобрать ЧТО переводить.

krolik: Bastion пишет: Что-то я пропустил эту вещь, стоит читать? скучноват, имхо, по сравнению с другими текстами Гаррисона

39: Bastion пишет: Что-то я пропустил эту вещь, стоит читать? М.б., действительно немного скучноват, стилизация под викторианский роман со свойственными ему сюжетными ходами, но взглянуть стоит.

Caleb: Сталкер пишет: возьмите хотя бы социально расслоенное, но горазо более благополучное в морально-этическом плане общество лазарчуковского Транквиллиума. Простите, а какое отношение "Транквилиум" имеет к различным стим- и дизельпанкам и подобной им ретрофантастике? Там описывается мир, намеренно удерживаемый на технологическом уровне конца XIX в. безо всякого альтернативного развития технологий.

Сталкер: Caleb пишет: Простите, а какое отношение "Транквилиум" имеет к различным стим- и дизельпанкам и подобной им ретрофантастике? Там описывается мир, намеренно удерживаемый на технологическом уровне конца XIX в. безо всякого альтернативного развития технологий. Только в качестве примера тяги к сословному обществу образца середины 19-го века.