ВЛАДИМИР: ЗАРАБОТНЫЕ ПЛАТЫ В СССР и США (в долларах 1940 года; по курсу 5,30 рублей за 1 доллар; в год) СССР Промышленность 771 Строительство 821 Транспорт 786 Связь 637 Сельское хозяйство 527 Торговля 565 Жилищно-коммунальное хозяйство 590 Наука 1064 Финансы 755 Управление 881 ИТР 1550 МРОТ В 1937 году – 249 долл в год. США Промышленность 1432 Строительство 1330 Транспорт 1756 Связь 1717 Сельское хозяйство 407 Медицина 927 Домашняя прислуга 554 Образование 1432 Финансы 1725 Управление 1894 (в долларах 1960 года; по курсу 9 рублей за 1 доллар; в год) СССР Промышленность 1225 Строительство 1243 Транспорт 1163 Связь 838 Сельское хозяйство 738 Торговля 787 Жилищно-коммунальное хозяйство 771 Наука 1408 Финансы 945 Управление 920 МРОТ В 1957 году – 361 долл в год. США Промышленность 5352 Строительство 5443 Транспорт 6185 Связь 5681 Сельское хозяйство 1658 Медицина 3061 Домашняя прислуга 2356 Образование 4752 Финансы 5030 Управление 5895 Курс доллара в рублях: 1928 1,96 1940 5,30 1946 40,00 1947 4,00 1960 9,00 Доходы колхозников в числе занятых в сельском хозяйстве вычислены путем деления совокупного годового дохода колхозов на число работников в них. В реальности «чистыми» деньгами колхозники получали гораздо меньше. Если проследить рост заработной платы в СССР в 1928-1940, получаем следующую картину: Фонд заработной платы (млрд. руб): 1928 8,2 1933 34 1937 81 Численность рабочих и служащих (млн. чел) 1928 11,6 1933 22 1937 27 Таким образом (не считая колхозников) среднемесячная заработная плата советских рабочих и служащих составляла (рублей): 1928 59 1933 129 1937 250 1940 331 Таким образом, в номинальном исчислении среднемесячная заработная плата в СССР выросла за 12 лет в 5,6 раз. Однако, в долларах (доллар в этот период практически не инфлировал и вполне может считаться неподвижной константой для вычислений) получаем среднемесячную зарплату в 1928 году – 30, а в 1940 году – 62 доллара. Значит, реальный рост заработной платы составил 2,1 раза. А рост цен за эти 12 лет исчисляется в 272%. Этот коэффициент необходимо учитывать в всех вычислениях реального промышленного роста в СССР в 30-е гг. Например, номинально индекс промышленного производства в 1928-1940 увеличился со 132 до 770 (по сравнению с 100 в 1913). Реальный промышленный рост за две с половиной пятилетки, однако, не превысил 2,14 раза, что, впрочем, является, вне всякого сомнения, колоссальным достижением на фоне стагнирования экономики большинства стран мира. ВВП СССР вырос за 1928-1940 всего на 55% (для сравнения: в США – на 14%, в Германии (в границах 1937 года) – 39%, в Японии – 56%, во Франции (в 1928-1939) – 3,4%, в Великобритании – 32%). В целом индустриализация сопровождалась повышенными темпами роста промышленного производства за счет заметного замедления роста других отраслей ВВП. Соотношение заработных плат в СССР и США по курсу не вполне объективно показывает реальную покупательную стоимость рубля в 1940 и 1960 гг. В 1940 году розничные цены в СССР были весьма высоки и, вероятно, превышали цены в США. В 1960 году, наоборот, как и впоследствии, цены в СССР были ниже американских, и поэтому реальная покупательная способность средней советской зарплаты (1078 долларов по курсу) была не в 4,5-5 раз ниже американской (5000 долларов в год), а всего в 3-3,5 раза. Соотношение ВВП на д/н в США и СССР (в современных долларах) следующее: 1938 США 10115 СССР 2620 1950 США 14300 СССР 4670 Источники: Большая Советская Энциклопедия. Т. СССР. М.,1980. Малая Советская Энциклопедия. 30-х гг. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. М.,2003. Historical Statistics of the USA. N-Y.1975.
Читатель: сравнивать экономики СССР и США очень сложно. Можно лишь с уверенностью сказать, что советская экономика была очень большой, возможно даже самой большой в мире, но при этом уровень жизни населения был значительно (в несколько раз) ниже американского. Если сравнить уровень автомобилизации, то выясняется, что в СССР в 1990 году было 50 автомобилей на 1000 населения. Для сравнения, в США в 1928 году приходилось 160 автомобилей на 1000 населения.
Валерий-Хан: Max пишет: оно, соответственно, дало вклад в ВВП (дорогое из-за затратности, производительности и пр. и никому, кроме голого человека не нужное, потому что уродское). Уродское. Но носить его можно, потому что сшито из добротного драпа, на хорошем ватине и с каракулевым воротником...у меня такое до сю пору моль ест- выкинуть уже 20 лет жалко.
Валерий-Хан: Вообще сравниваем тампексы и квартиры...вот у меня сын- молодой специалист, по распределению пришел с красным дипломом МАИ на Вертолетостроительный им.Камова, что в Панках...зарплата - 10000 рублей - ну еще 17000 прирабатывает (раньше была бы скажем 120 рублей). Тампексов- покупай- не хочу...только вот раньше он как молодой специалист квартиру бы получил(комнату) в течение года, а пока- комнату в общежитии- не являющуюся жильем, зато стоящую 3 рубля в месяц (со сменой белья)...сколько кв.м. жилья он может купить, если 1 кв.м. стоит 3000 долларов?!
Han Solo: Doctor Haider пишет: А уровень автомобилизации таков, что в небольших городах и в пригородах больших городов пешком вообще никто не ходит Это, простите, откуда сведения? В США сейчас порядка 130 млн. автомобилей на 300 млн. населения. Если вычесть из этого количества грузовики, автобусы и т.д. цифра получится не столь уж впечатляющая...
Max: Нам тему скоро закроют. Но еще раз. Речь изначально - в данной теме - не о том, как преуспеть при социализме или капитализме, а о покупательной способности рубля/доллара, уровне доходов и т.д. На ваше разьяснение. Вы сами то понимаете, что написали? С этой точки зрения, и варизнт сфарцевать, украсть, заняться проституцией - ни чем не лучше. Т.е. имея специальность и работу, человек должен искать обходные пути (например, долбить тундру - чем это лучше продажи своего тела на панели, не понимаю), чтобы купить квартиру. При капитализме, это ведь тоже есть. В той же Америке, не хотел/не мог (по любым обстоятельствам) учиться, пошел в армию или завербовался на буровую разнорабочим и т.д. и т.п.
Читатель: Han Solo пишет: В США сейчас порядка 130 млн. автомобилей на 300 млн. населения это причуды американской статистики около ста миллионов автомобилей, в основном джипы и пикапы, не включаются статистикой в число "passenger cars" (которых в Америке действительно порядка 130 млн), а именуются "Other 2-axle 4-tire vehicle". Кроме них еще есть на дорогах Америки свыше 10 миллионов грузовиков и автобусов разных типов. Всего зарегистрированных автомобилей всех типов в 2004 г. насчитывалось 243,023,485 штук (уровень автомобилизации свыше 800 на 1000 населения http://www.bts.gov/publications/national_transportation_statistics/html/table_01_11.html
Max: Han Solo пишет: получится не столь уж впечатляющая... В самом деле. Машин нет у детей и подростков, инвалидов, многих стариков, бедняков (их не много, но есть). А мотоциклы? Мопеды? Мотороллеры? Валерий-Хан пишет: молодой специалист квартиру бы получил(комнату) в течение года Когда, где? Я был молодым специалистом, и мой брат, и моя жена, и жена брата, и человек 100 друзей и знакомых. Не припомню, чтобы кто-нибудь что-нибудь получил. Валерий-Хан пишет: если 1 кв.м. стоит 3000 долларов?! Вот только не надо. Где? В Москве? А в других городах? Вы хотите сказать, что на окраине Питера однокомнатная квартира (ну сколько в ней может быть? Метров 20?) стоит 60,000 долларов?
Читатель: Валерий-Хан пишет: молодой специалист квартиру бы получил(комнату) в течение года, а пока- комнату в общежитии- не являющуюся жильем, зато стоящую 3 рубля в месяц (со сменой белья)...сколько кв.м. жилья он может купить, если 1 кв.м. стоит 3000 долларов?! я не думаю что такие вещи можно сравнивать В СССР не давали квартиры в частную собственность. Это в девяностые их удалось приватизировать (но не всем), но в советское время статус то был другой... Наверное лучше сравнивать легкость получения квартир в СССР с доступностью аренды квартиры в нынешнее время.
Doctor Haider: Han Solo пишет: Нет. Именно завышение. Вообще прибыль всегда выгоднее занижать, чтобы налогов меньше платить.
Читатель: Max пишет: Вы хотите сказать, что на окраине Питера однокомнатная квартира (ну сколько в ней может быть? Метров 20?) стоит 60,000 долларов? В Петербурге на вторичном рынке недвижимости начинается снижение цен. Об этом сообщает пресс-служба Центрального Агентства недвижимости Петербурга. Во второй половине сентября аналитики компании отметили снижение цен на вторичном рынке жилья. Наблюдаемое изменение было незначительным, но минимальная стоимость квартир снизилась до отметок: однокомнатных квартир до 70 тысяч долларов, двухкомнатных до 85 тысяч долларов, а трехкомнатных до 95 тысяч долларов. http://news.spbland.ru/i/21306/
Doctor Haider: Валерий-Хан пишет: Зато вообще практически нет общественного транспорта...детишки в школу на скуулбасах, домохозяйки- на соседках...то есть ежели у Вас нет машины- Вы ни на работу, ни в магазин...в СССР- наоборот, уж автобус-то везде был! Да, это как-то компенсировало низкую автомобилизацию в СССР, только вот сравнить это проблематично. Автомобиль американцу, думаю в целом дороже обходился чем жителю СССР автобус или даже такси (отнимал больший процент часть дохода).
Читатель: Doctor Haider пишет: Вообще прибыль всегда выгоднее занижать дутые прибыли нужны, чтобы раздувать цены на акции компании (менеджеры во многих компаниях получают бонусы выдаваемые акциями, потому и химичят со статистикой, чтобы выгодно продать свои акции)
krolik: Doctor Haider пишет: Вообще прибыль всегда выгоднее занижать, чтобы налогов меньше платить. завышать тоже - это чтоб акции подороже стоили
п-к Рабинович: Жил-был бычок, Смоляной бочок, Хвостик, как мочало, Сказка чудная - начинай сначала. Спор изначально бессмысленный. И экономики, и социальные системы были устроены по-разному. Почти принципиально по-разному. Сравнения нелепы. Спор этот затевается уже примерно 155-й с половиной раз.
Max: Читатель пишет: 70 тысяч долларов, двухкомнатных до 85 тысяч долларов, а трехкомнатных до 95 тысяч долларов. Круто Я думал, что цены на жилье в Израиле самые дурные, но теперь вижу, что ошибался. Снимаю возражение.
Валерий-Хан: Max пишет: Когда, где? Бронницкая геолого-геохимическая экспедиция ИМГРЭ, поселок Юрово Раменского района Московской области. Рядом с комплексом экспедиции - поселок из двухэтажных финских домиков( для завлабов- цельный дом, для инженеров- полдома). Свой детсад, школа, свой магазин с бесплатным за вредность молоком... Как молодому- дали комнату в общежитии (в Министерстве, где год проработал- жилье не брал). Через полгода- комнату в двухкомнатной квартире...18 метров, как сейчас помню...на пару с Леной Метропольской, по кличке "Метро"...
Han Solo: Doctor Haider пишет: Вообще прибыль всегда выгоднее занижать, чтобы налогов меньше платить. "Балшой прибыл - дарагой акций Малэнкий прибыл - дэшевый акций" Фондовый рынок рулит
Doctor Haider: Han Solo пишет: Это, простите, откуда сведения? Личные наблюдения. Кстати, очень большой процент личных машин составляют отнюдь не легковушки, а полугрузовики, дома-фургоны и т.п.
Валерий-Хан: Doctor Haider пишет: Кстати, очень большой процент личных машин составляют отнюдь не легковушки, а полугрузовики У моего кума следующий автопарк(поселок Ильинский Раменского района) 1. Джип тойота лендкрузер 2. Фольксваген транспортер(микроавтобус) 3. Фольксваген микроавтобус старый 4. Ока- "какашка", инвалидная(он инвалид- афганец) 5. Трактор- экскаватор ЮМЗ- "петушок" 6. Зил- фургон 7. Нива- пикап... А что делать? Человек работает...
Динлин: Telserg пишет: ну мне уже сказали, что главное достижение демократии в России - это тампакс, действительно - не поспоришь
Pasha: Telserg пишет: ну мне уже сказали, что главное достижение демократии в России - это тампакс, действительно - не поспоришь Вам смешно. И мне тоже. И Динлину. Но мы-то мужчины, нам "Тампаксы" не нужны... Doctor Haider пишет: Автомобиль американцу, думаю в целом дороже обходился чем жителю СССР автобус или даже такси (отнимал больший процент часть дохода). Тут ещё есть фактор удобства. В своей машине не надо стоять, прижимаясь к попутчикам. Не надо ждать машины. Не надо идти пешком от остановки. Можно по дороге домой заехать куда угодно. Другое дело, что вести её тоже приходится самому, а это уже не так приятно. Не почитаешь на ходу, как в автобусе.
Telserg: Pasha пишет: Вам смешно. мне наоборот грустно, потому что это действительно так. Pasha пишет: Тут ещё есть фактор удобства. Ага - утром или 40 минут можно спать в пробке в маршрутке или пытаться куда то ехать в своем автомобиле.
Снусмумрик: Telserg пишет: Ага - утром или 40 минут можно спать в пробке в маршрутке или пытаться куда то ехать в своем автомобиле. Давайте сравним качество и количество дорог в СССР и в США. Это, я надеюсь, не флейм, а часть обсуждения экономик. У кого-нибудь есть данные?
Pasha: Telserg пишет: мне наоборот грустно, потому что это действительно так. Зато женщинам радостно, что у них "Тампакс" появился. Telserg пишет: Ага - утром или 40 минут можно спать в пробке в маршрутке или пытаться куда то ехать в своем автомобиле. Если есть маршрутки, а не переполненные автобусы, то да.
krolik: Pasha пишет: Если есть маршрутки, а не переполненные автобусы и то, и то, и переполненные маршрутки
Han Solo: Снусмумрик пишет: Давайте сравним качество и количество дорог в СССР и в США. Дороги в американских городах лучше, так скажем, ненамного
Pasha: krolik пишет: и то, и то, и переполненные маршрутки Нет, если бы к моему дому подходил автобус со свободными местами, и доставлял меня на работу с той же скоростью -- тогда я бы с удовольствием...
Max: Han Solo пишет: Дороги в американских городах лучше, так скажем, ненамного
Telserg: Pasha пишет: если бы к моему дому подходил автобус со свободными местами не знаю как в Киеве, но маршрутки в часы пик ходят каждые три минуты и идти мне до остановки 100 метров.
Pasha: Telserg пишет: не знаю как в Киеве, но маршрутки в часы пик ходят каждые три минуты и идти мне до остановки 100 метров. Повезло.
Han Solo: Telserg пишет: ходят каждые три минуты и идти мне до остановки 100 метров. А у меня и вовсе остановка напротив подъезда находится (и никаких пробок - хорошо жить в удаленном анклаве)
krolik: Telserg пишет: не знаю как в Киеве та где как. возле нас они прямо потоком, да еще зазывалы орут а кое-где фиг дождешься. а я на метро езжу. однажды ехал на машине знакомого. почти в два раза дольше.
Динлин: krolik пишет: да еще зазывалы орут Это я только в Москве видел. Прямо офигел - стоит лицо кавказской национальности и орёт, предлагая проехать на какой-то рынок
Telserg: Pasha пишет: Повезло. так рыночная экономика в действии Динлин пишет: Это я только в Москве видел. обычно около вокзалов, для тех, кто в городе не ориентируется
OlegM: Мне кажется наиболее разумный способ оценки предложен Ханом Соло: Han Solo пишет: ВВП на душу населения в России сейчас около $11,000 в год по ППС и составляет 90% от уровня 1989 года В США - около 40,000 и примерно 200% к 1989-му Таким образом, в 89 году это соотношение примерно равнялось 1:2. Дейтсвительно пересчитать социал в наличку очень сложно. Чтобы меряться зарплатами надо вычесть из этих зарплат все налоги, счета (жилье, медицина, образование и т.д.), минимум продуктов и одежды и посмотреть сколько у кого остается так сказать чистыми, могущими быть использованными куда угодно тугриками. Вариант ВВП на душу тоже не идеальный. В СССР львиная часть этого ВВП шла на оборонку, но если учесть что оборонка это вобщем тоже необходимые траты то грубо можно сравнивать. Цифра 2 имхо близка к истине. В США конечно эффективность промышленности превосходит советскую больше чем в 2 раза, но огромный балласт управленцев значительно снжает общую эффективность экономики...
bloodmoon: Pasha пишет: Не почитаешь на ходу, как в автобусе. мы ездили в разных автобусах. в 5 лет я обморозил бровь будучи зимой припрессованным к стеклу по дороге в детсад.
Pasha: Telserg пишет: так рыночная экономика в действии Тогда к сравнению СССР vs США это отношения не имеет... bloodmoon пишет: мы ездили в разных автобусах. в 5 лет я обморозил бровь будучи зимой припрессованным к стеклу по дороге в детсад. Я уточнил, что автобус не должен быть переполненным. Автобусы моего детства меня тоже не вдохновляют.
Валерий-Хан: Я живу в пригороде- 27 км от МКАД. Казалось бы- максимум минут двадцать езды? Как же- не менее часа! Утром пробки в Москву, вечером- из Москвы...а остановка электрички- 10 минут по прекрасному лесу...Садишься- хоть 25 минут читаешь книгу до метро "Выхино", хоть 50 минут- до метро "Авиамоторная", хоть 53 минуты до метро "Электрозаводская", хоть час- до Казанского вокзала...Плюсы=экономия на топливе, минусы=не попадай в час пик, выезжай на полчаса раньше, возвращайся на час позже...электрички уютные(Демиховского завода), с мягкими сидениями, теплые, светлые...А так, конечно, на машине- на рынок, ребенка в школу...это все жена ездит.
Игорь: Читатель пишет: Можно лишь с уверенностью сказать, что советская экономика была очень большой, возможно даже самой большой в мире, но при этом уровень жизни населения был значительно (в несколько раз) ниже американского Нельзя Уровень жизни понятие вообще растяжимое, к примеру возможность найти/потерять работу как учитывать будем? В соцопросах боязнь потерять работу частенько фигурирует. И таких моментов масса(к примеру со здравоохранением в рассматриваемый период). Читатель пишет: Если сравнить уровень автомобилизации Этот критерий во многом зависит от ориентиров, для Соед Штатов автомобилизация вещь значительно более ценностная, чем в СССР. В конце-концов в РФ по сравнению с РСФСР количество легковых автомобилей вроде выросло, о чем это говорит?
thrary: Снусмумрик пишет: Бинарное занятие. Западная экономика есть. Советской экономики нет. Советские реликты остались - КНДР, Куба, Туркменистан.